Сколько часов должен работать водитель автобуса в день

Содержание
  1. Обновления режима труда и отдыха водителей автобусов в 2020 году
  2. Основная суть нововведений
  3. Правила учета рабочего времени
  4. 1. Ежедневные
  5. 2. Суммированные
  6. Составляющие рабочего времени
  7. Законодательно гарантированные перерывы
  8. Контроль за соблюдением закона
  9. Последствия нарушения закона
  10. Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018
  11. Методы учета рабочего времени
  12. Рабочее время водителя
  13. Периоды труда и отдыха
  14. График работы водителей и другие документы
  15. Тахографы
  16. Как устанавливается режим труда и отдыха водителей автобусов
  17. О графиках работы и сменности
  18. О рабочем времени водителей
  19. О времени отдыха
  20. О ненормированных рабочих днях
  21. О порядке ведения суммированного учета
  22. О других особенностях оформления суммированного учета
  23. Информация о медицинских осмотрах
  24. О ежедневном учете и разделении
  25. Режим труда и отдыха
  26. О рабочем времени водителей 
  27. О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
  28.  О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
  29. Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд

Обновления режима труда и отдыха водителей автобусов в 2020 году

Сколько часов должен работать водитель автобуса в день

Максимально строгое соблюдение режима чередования труда и отдыха водителей автобусов необходимо для обеспечения безопасности при перевозке пассажиров и исключения аварийных ситуаций, представляющих риск для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.

Необходимость нововведений обусловлена участившимися в последнее время авариями, причиной которых становится превышение рабочего времени, без отдыха, водителями автобусов. Из-за длительного перенапряжения во время управления транспортным средством шофер устает и теряет концентрацию внимания, снижается скорость реакции и способность трезво оценивать ситуацию.

Для снижения риска возникновения подобных ситуаций с 1 января 2020 года вступает в силу постановление Правительства от 20.12.19 номер 1733, а именно пункт 26, в котором регламентируется чередование рабочего времени и перерывов, необходимых для восстановления сил и физических возможностей водителей.

Основная суть нововведений

Теперь жестко регламентируются временные рамки работы и отдыха водителей автобусов. Нарушение данных правил влечет за собой повышение риска возникновения аварий на дороге и административное наказание в виде взимания штрафов.

Нахождение за рулем шофера ограничивается 56 часами в неделю и не должно превышать 9 часов в день. Причем суточное вождение не должно быть непрерывным, может продолжаться не более 4-4,5 часов, после которых следует перерыв на отдых.

Кроме того, трудовое время за 2 недели не должно превышать 90 часов, но такое ранжирование не статично, возможно вырабатывать по 45 часов в неделю или перераспределить работу в соответствии с правилами – 56 ч одна семидневка, 34 ч другая.

Правила учета рабочего времени

Правила подразумевают два вида учета рабочего времени:

1. Ежедневные

Практикуется стандартная 40 часовая неделя, в которой каждый трудовой день составляет 8 ч для пятидневной и не более 7ч для шестидневной загруженности. В одну смену входит не только непрерывное управление транспортом, но и медосмотр, отдых, прием пищи, исполнение иных профессиональных обязанностей.

2. Суммированные

Смены не имеют фиксированного графика, а оплата начисляется за количество отработанных часов, которые регламентируются в соответствии с основными правилами.

Составляющие рабочего времени

Рабочее время подразумевает не только нахождение за рулем, но и следующие действия:

  • подготовительные процедуры перед выездом и заключительные после;
  • медицинский осмотр;
  • обеденный перерыв;
  • отдых;
  • остановки для высадки и посадки пассажиров;
  • простои не по вине шофера;
  • время, затраченное на ремонт и устранение неполадок.

Законодательно гарантированные перерывы

Важно учитывать, что после непрерывного управления автобусом, шофер должен отдохнуть не менее 45 минут, которые можно поделить на перерывы в 15 – 30 минут, по необходимости. Серьезной причиной для прерывания вождения является субъективная индивидуальная утомляемость. Не стоит жестко соблюдать регламент, если человек чувствует повышенное утомление.

Также:

  • выходные – не менее 42 часов, предоставляются перед междусменным отдыхом или после, если применяется суммированный учет, их количество не может быть меньше числа полных отработанных недель;
  • прием пищи – от 30 минут до 2 часов, при длительной смене может быть два перерыва на обед;
  • между сменами – рассчитывается в зависимости от рабочего времени и составляет её двойной размер. Так 8 часов смены чередуется с 16 ч отдыха.

Контроль за соблюдением закона

Контроль осуществляется сотрудниками ДПС посредством тахографов. Данный прибор должен быть установлен на каждом автобусе с 1 января 2020 года. Водитель обязан:

  • иметь в наличии исправный прибор;
  • уметь эксплуатировать его;
  • предъявить путевой лист и данные с тахографа по первому требованию сотрудника ДПС;
  • уметь выводить данные для распечатки.

Последствия нарушения закона

Отвечать за нарушение законодательно установленных правил чередования труда и отдыха водителей автобусов будут должностные и юридические лица, ответственные за их исполнение, а также сам шофер (при личном неисполнении). Предусмотрены административные штрафы в размере:

  • индивидуальный предприниматель – от 15 до 25 тыс.р;
  • юридическое лицо – от 20 до 50 тыс.р;
  • водитель – от 1,5 до 2 тыс.р;
  • должностное лицо – от 7 до 10 тыс.р.

Перед выездом на маршрут каждый водитель обязан пройти медицинский осмотр, получить от диспетчера или владельца предприятия путевой лист с графиком движения и режимом чередования вождения и отдыха, исправный тахограф. 

Специалисты, выдающие сопровождающие документы, прибор и разрешение на выезд несут ответственность за нарушение закона вместе с водителем. Поэтому только ответственная и слаженная работа всех сотрудников может обеспечить безопасное прохождение маршрута.

Источник: https://vezemnn.ru/articles/obnovleniya-rezhima-truda-i-otdykha-voditeley-avtobusov-v-2020-godu/

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Сколько часов должен работать водитель автобуса в день

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Как устанавливается режим труда и отдыха водителей автобусов

Сколько часов должен работать водитель автобуса в день

Бизнес юрист > Трудовое право > Режим труда и отдыха водителей автобусов: законодательные нормы

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

О графиках работы и сменности

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

Работа водителя

  • момента, когда выполнение обязанностей начинается
  • конечного пункта и времени
  • смены в зависимости от ее длительности
  • перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются
  • отдыха за каждый день и каждую неделю

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре.

Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации.

В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

График водителя

  1. Присутствие в автомобиле, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
  2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
  3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
  4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
  5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
  6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
  7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
  8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным.

Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов.

До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

Автобус дальнего следования

  • Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
  • Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О времени отдыха

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Отдых водителя

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О ненормированных рабочих днях

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Ненормированный график

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется.

Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей.

На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Подсчет рабочего времени

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем.

Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа.

Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О других особенностях оформления суммированного учета

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График работы

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

  1. График работы.
  2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
  3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

Информация о медицинских осмотрах

При приеме на работу и проверках руководители требуют от водителей не только личные удостоверения. Необходима медицинская справка, подтверждающая пригодность того или иного человека для выполнения конкретной разновидности работ.

Медосмотр водителя

Периодические медицинские осмотры проводятся и в дальнейшем, когда водители уже приступают к работе. Здесь есть несколько основных рекомендаций:

  • Подрейсовые осмотры проводятся, чтобы выявить лиц, которые вообще не могут управлять транспортом, и не способны обеспечить безопасность во время движения на дороге.
  • Проведение предрейсовых мероприятий доступно только врачам, у которых есть соответствующая лицензия.

Штампы обычно ставятся на путевых листах.

Раз в пять лет водители автобуса проходят обследование у психиатра, поскольку управляют техникой, способной нанести серьезный вред окружающим. Предварительные и периодические исследования организуются за счет работодателей. Руководители не только организуют процесс, при необходимости они сами участвуют в мероприятиях для совершенствования навыков оказания первой помощи на дорогах.

О ежедневном учете и разделении

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Тахографы – специальные устройства, которые нужны, чтобы контролировать отдых вместе с работой. Нарушение режимов приводит к административным штрафам, от 1 до 3 тысяч рублей.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни.

Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган.

Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/trudovoe/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-avtobusov.html

Режим труда и отдыха

Сколько часов должен работать водитель автобуса в день

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов.

Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью.

При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени; 

• смены в зависимости от ее длительности; 

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей 

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям. 

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре.

Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации.

В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным.

Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов.

До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

 О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется.

Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей.

На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2.Норма рабочих часов в учетном периоде.

3.Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни.

Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган.

Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Источник: http://www.oapr.ru/carriers/bus/rezhim-truda

Pro-pravo-online