Ржд о новой пенсионной реформе

Пенсии машинистам и работникам РЖД

Ржд о новой пенсионной реформе

В 1956 году некоторые категории работников железной дороги получили право выходить на заслуженный отдых, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Для этого им необходимо отработать в этой отрасли определенное количество лет.

В 2020 году пенсию сотрудникам РЖД выплачивает Пенсионный Фонд России. Кроме этого, работники железной дороги имеют право принять участие в корпоративной пенсионной программе, осуществляемой негосударственным ПФ.

Пенсии железнодорожникам

Граждане, которые осуществляют трудовую деятельность в компании ОАО РЖД, могут рассчитывать на пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях. Однако, некоторые категории таких работников имеют право досрочно выйти на отдых по выслуге лет.

Особенности назначения

Выйти на заслуженный отдых по выслуге лет могут те сотрудники железной дороги, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. Минимальный возраст для назначения досрочной пенсии — 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин;
  2. Общий стаж должен быть не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин;
  3. Для назначения пенсии по выслуге лет сотрудники РЖД  должны отработать в качестве сотрудников локомотивных бригад, организаторов перевозок или лиц, обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте: женщины — 10 лет, мужчины — 12 лет 6 месяцев.

После назначения выплат железнодорожникам за выслугу лет они происходят пожизненно.

Досрочная пенсия железнодорожников

Возможность досрочного назначения пенсионного обеспечения предоставлена для граждан, чьи должности и профессии входят в Перечень профессий (Список № 1 и 2). Этот список был утвержден в 1956 году и практически не изменялся. В 2020 году в этот перечень входят следующие профессии из области железнодорожного обеспечения:

  1. Машинисты и помощники;
  2. Диспетчера;
  3. Кондукторы;
  4. Начальники ремонтных бригад;
  5. Дежурные железнодорожных станций;
  6. Осмотрщики;
  7. Кочегары;
  8. Мастера;
  9. Слесари;
  10. Механики;
  11. Составители;
  12. Рабочие, обеспечивающие безопасность движения локомотивов.

Важно: в специальный стаж включаются только периоды занятости в течение полного рабочего года. Не учитываются периоды прогулов, отпусков без сохранения зарплаты, простоев, а также прохождения курсов повышения квалификации.

При отсутствии необходимого специального стажа работнику РЖД  также может быть назначено пособие досрочно. Согласно Пояснениям ПФ, мужчины, до 1992 года отработавшие на железной дороге 6 лет и 3 месяца, или женщины, имеющие стаж в обозначенный период не менее 5 лет, имеют право на получение пенсии по выслуге лет.

Важно: право на досрочные выплаты в таком случае появляется не в 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а в 52 года для женщин и в 57 лет 6 месяцев — для мужчин. Скачать для просмотра и печати:

Список № 1

Список № 2

Сохранится ли досрочная пенсия для железнодорожников в 2020 году

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный Закон № 350-ФЗ, который дал старт разработанной Правительством РФ пенсионной реформе. Она подразумевает постепенное повышение пенсионного возраста. Первые 2 года повышение будет производиться на 6 месяцев, затем — на 12. В 2028 году мужчины будут получать право на получение пенсионных выплат в 65 лет, а женщины — в 60 лет.

Принятый Закон сохраняет право отдельных категорий граждан на досрочное назначение пенсионного содержания. К этим категориям относятся лица, чьи профессии включены в Список № 1 и 2. Согласно этому положению, сотрудники ОАО РЖД, имевшие право досрочного выхода на пенсию, по-прежнему имеют такую возможность.

На заметку: в 2020 году сотрудники железной дороги могут выйти на пенсию досрочно (женщины в 50 лет, мужчины в 55 лет) при соблюдении условий для назначения такого содержания. Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон РФ от 03.10.2018 № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Корпоративная пенсия для железнодорожников через НПФ «Благосостояние»

Работодатель ОАО РЖД стремится обеспечить своих сотрудников дополнительным источником дохода после выхода на заслуженный отдых. Эти цели помогает осуществить корпоративная пенсионная система РЖД. Стать участником этой программы может любой сотрудник предприятия независимо от продолжительности работы в компании.

Корпоративная пенсионная система РЖД построена на принципе долевого участия работодателя и сотрудника в формировании накопительной пенсии. Взносы направляются в НПФ «Благосостояние», который инвестирует пенсионные взносы в различные отрасли экономики России и ежегодно начисляет процент на сумму накоплений застрахованного лица.

Формирование накопительной пенсии работника происходит за счет его самостоятельных взносов из заработной платы и постоянных перечислений из средств работодателя. Участник корпоративной пенсионной программы РЖД может выбрать оптимальный для себя вариант формирования накопительной пенсии:

СхемаОтличительные особенности
СтраховаяМинимальные взносы, невозможность наследования страховых средств
Сберегательно-страховаяНаследование может быть осуществлено строго в обозначенную дату (не раньше и не позже)
Страхово-сберегательнаяНаследовать можно только после назначения накопительной пенсии
СберегательнаяНакопленные средства могут быть унаследованы в любой момент
Схема 6Унаследовать средства могут только ближайшие родственники в любое время

Корпоративная пенсия назначалась сотруднику РЖД после выхода на заслуженный отдых (по возрасту или за выслугу лет). Однако, в связи с новой пенсионной реформой, стартовавшей 1 января 2019 года, правление ОАО РЖД приняло решение повысить социальную защиту железнодорожникам.

Возраст работников, получающих право на назначение корпоративных выплат, остался на прежнем уровне: мужчины — 60 лет и женщины — 60 лет. Также сотрудникам предоставлено право выбора: начать получать накопительную пенсию по «прежнему» возрасту, или продолжать работать до наступления общего пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) и увеличивать размер страховых накоплений.

На рассмотрении находится проект, подразумевающий возможность назначения корпоративной пенсии при переходе сотрудника на нижеоплачиваемую должность. Если это нововведение будет утверждено, то дополнительно будет определен список таких должностей.

Формирование размера пенсии для сотрудников железной дороги

Величина государственной пенсии рассчитывается исходя из:

  1. Среднего размера заработной платы сотрудника;
  2. Региона, в котором он осуществлял трудовую деятельность;
  3. Общей продолжительности страхового стажа.

Размер корпоративных выплат рассчитывается исходя из общей суммы накоплений, сформированных за счет:

  1. Личных взносов застрахованного лица;
  2. Перечислений работодателя;
  3. Инвестиционных процентов, начисленных НПФ.

Также при расчете суммы выплат учитывается период получения выплаты, выбранный застрахованным лицом: пожизненно или в течение определенного периода.

Величина ежемесячной накопительной выплат постоянно увеличивается. Если в 2008 году средний размер такой пенсии составлял 2700 рублей, то в 2018 году он был равен 9000 рублей.

Пенсионная реформа сохранила возможность работникам железной дороги досрочно выходить на пенсию.

Также ОАО РЖД, в заботе о своих сотрудниках, запустило корпоративную пенсионную программу, позволяющую сформировать накопительную пенсию и тем самым увеличить размер пособий после выхода на заслуженный отдых.

Посмотрите видео о пенсиях РЖД 19 августа 2019, 09:00 Янв 7, 2020 02:05 Пенсионный возраст Ссылка на текущую статью

Источник: https://pensionniy-vozrast.ru/pensii-rzhd.html

От пенсии до пенсии живут путейцы весело. Как новый виток пенсионной реформы аукнется сотрудникам РЖД

Ржд о новой пенсионной реформе

21 июня 2018

К пенсионным реформам в нашей стране не то чтобы привыкли, но населению приходится их переживать, как стихийное бедствие. Сначала пенсионеров, честно отработавших всю жизнь на государство, поставили буквально на грань выживания, назначив нищенский размер пенсионных выплат.

Многие из них старались при наступлении пенсионного возраста продолжать работать, лишь бы не потерять привычный уровень жизни. О таком понятии, как «заслуженный отдых», осталось говорить с кривой усмешкой.

Потом начались разговоры, что работающим пенсионерам при определённом уровне зарплаты пенсию выплачивать не станут. Дальше слухов дело не пошло, зато физические рамки обрела другая инициатива — повышение пенсионного возраста, до которого иные уже могут не дожить.

Пока увеличение не касается тех железнодорожников, которые имеют право уйти на отдых досрочно. Но, к сожалению, на стальных магистралях трудятся не только они.

Итак, депутатам Госдумы и сенаторам Совета Федерации предстоит изучить подготовленный Правительством законопроект очередной пенсионной реформы, которая на этот раз затрагивает возрастной ценз.

Если закон вступит в силу, уже с первого января будущего года начнётся постепенное повышение пенсионного возраста, который к 2028 году для мужчин будет установлен в 65 лет, а для женщин к 2034 году — 63 года.

Интересно, что Минтруда предлагало установить для женщин ценз полегче — 60 лет.

Пока законопроект не затрагивает тех граждан России, которые имеют право на досрочный выход на пенсию в связи с тяжёлыми условиями труда. К ним относятся и железнодорожники. Однако, к сожалению, не все.

Юрисконсульт пояснил корреспонденту vgudok.com, что единого закона, как такового, нет. Существует 32 различных редакции законов о трудовой пенсии, о пенсии по старости, о пенсии на вредных производствах и т.д.

Большое число профессий на ж/д подпадают под «горячий стаж» — период, дающий право выхода на пенсию раньше своих сверстников.

Итак, актуальное в 2018 году Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 №272, согласно статье 12 пункту «Д» пока действующего Закона РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», содержит перечень ж/д профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию в 55 лет.

Ознакомиться с ним можно вот по этой ссылке.  Однако следует внимательно посмотреть этот список.

Досрочное право предоставляется членам локомотивных бригад, а также работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Итак, большое число профессий на ж/д подпадают под так называемый «горячий стаж», как в обиходе называют период, дающий право выхода на пенсию раньше своих сверстников. Чтобы получить право проститься с предприятием в пятьдесят пять лет, нужно отработать двенадцать с половиной лет.

Напомним, пенсия работникам железной дороги начала выплачиваться в 1930 году после вступления в силу соответствующего постановления ЦИК СССР.

А в 1956 году у некоторых работников ж/д, имеющих определённый стаж в этой сфере, появилось право выходить на пенсию раньше срока. В советские годы по достижении этого возраста назначалась пенсия в сто двадцать рублей.

Ещё два года работы поднимали размер выплаты до ста тридцати двух рублей. Как правило, в этом возрасте мужчины и уходили на пенсию. Которая была выше, чем зарплата иного новоиспечённого инженера.

Сейчас машинист работает до тех пор, пока пропускает ВЭК — на пенсию в пятнадцать тысяч не проживёшь, но самое печальное не в этом: привыкший к бешеному ритму жизни машинист, уйдя на отдых, буквально «сдувается» на глазах. Один-два года, и в депо появляется очередной некролог. Как ни крути, ж/д здоровья не прибавляет.

И если повышение пенсионного возраста коснётся льготных категорий железнодорожников, то правительство должно быть готово к тому, что нет-нет, да и преставится иной машинист прямо за контроллером, или дежурная по станции — за пультом.

Как бы ни была строга отраслевая медицина, но за всем ей не уследить, да и, проходя очередной ВЭК, любой здравомыслящий железнодорожник стремиться скрыть свои «болячки», если они есть. Ибо альтернатива этому — оказаться «забракованным», никому не нужным и с грошовым обеспечением.

И о том, чтобы на пенсии спокойно насладиться жизнью или понянчить внуков, и сейчас-то речи не идёт, а уж после повышения пенсионного возраста — тем более.

Известно и то, что новым законопроектом тем, кто дежурит по станциям и переездам, крутит гайки и подбивает шпалы не на магистральных ж/д, не на внеклассных и первоклассных станциях, но в забытых Богом уголках нашей необъятной страны, уготовано оставаться на рабочем месте, пока их не вынесут из служебных помещений вперёд ногами.

Это особенно обостряет чувство несправедливости у рядовых пенсионеров, ведь повышение пенсионного возраста происходит не из-за кардинального роста пенсий или продолжительности жизни, а из-за нехватки средств.

Как написала политолог Екатерина Шульман из Московского центра Карнеги: «Основная проблема нашей пенсионной системы состоит не в том, что люди вдруг стали страшно долго жить и разорили Пенсионный фонд, а в том, что у нас огромное количество льготников — граждан, которые выходят на пенсию досрочно по сравнению со всеми остальными, пенсию получают большую, при выходе на пенсию получают здоровые выплаты в размере, например, годового оклада и тем самым ложатся непосильной тяжестью на хрупкие плечи Пенсионного фонда. Кто эти люди?

Это сотрудники правоохранительных органов, силовых структур, органов власти, военные, а также в значительном количестве люди, которые не ассоциируются у нас с сапёрами, работающими в горячих точках. Ну, например, сотрудники контрольно-надзорных органов, правоприменительных, в широком смысле.

Вот эти наши льготники — это не инвалиды, это не ветераны Чернобыля. Это вполне молодые, здоровые мужчины и женщины, работающие, например, в прокуратуре, которым никакого особенно ущерба для их здоровья не приключилось. Тем не менее, они выходят на пенсию гораздо раньше, чем все остальные.

Их много, их становится больше, потому что у нас эта социальная страта сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, силовых структур всякого рода всё время растёт. Государственные гражданские служащие тоже хорошо растут, у них тоже отличные пенсии, у них тоже есть возможность выходить пораньше, у них тоже особые условия службы».

Для примера: вышедший в отставку по выслуге лет в 45 лет офицер спецподразделения получает пенсию в 75–80 тысяч рублей.

Не спорим, многие получают эти деньги заслуженно, но их не сотни тысяч, как выходящих на пенсию сотрудников разных силовых структур.

А пенсии бывших депутатов в 250 тысяч рублей давят на Пенсионный фонд больше, чем 12–15 тысяч простого человека.

Получается, что одним положено жить получше и подольше, а другим предлагается поменьше ждать от государства.

В СМИ приводится печальная арифметика экономистов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), что для сегодняшнего поколения двадцатилетних мужчин вероятность дожить до пенсионного возраста оценивается в 68%.

А в случае увеличения возраста выхода на пенсию, вероятность дожить до этого дня для российских мужчин становится одной из самых низких среди представителей сильного пола из развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), выяснили эксперты.

Чуть больше повезло современным девушкам, 92% которых доживет до пенсии. Однако в случае, если возраст выхода на пенсию будет увеличен для них до 63 лет, эти показатели станут наихудшими среди развитых стран.

Что касается сегодняшнего простого железнодорожника предпенсионного возраста, то его положение в случае принятия законопроекта можно сопоставить с судьбой стайера, который в своем забеге ожидал, что вот-вот коснётся грудью финишной ленточки и внезапно осознал, что её вдруг перенесли далеко-далеко вперёд и теперь уж неизвестно, добежишь ли.

Роман Стрельцов, Владимир Максимов

Источник: https://vgudok.com/lenta/ot-pensii-do-pensii-zhivut-puteycy-veselo-kak-novyy-vitok-pensionnoy-reformy-auknetsya

Льготная пенсия для железнодорожников

Ржд о новой пенсионной реформе

На данный момент пенсия для железнодорожников ОАО РЖД предоставляется через государственный ПФ. Кроме этого, работники могут принять участие в негосударственном пенсионном страховании через НПФ.

Досрочная пенсия для железнодорожников

Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно, пенсия для железнодорожников по старости назначается при соблюдении следующих требований:

  • Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
  • Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.

При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий, которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:

  • дежурные ж/д станций;
  • кондукторы;
  • диспетчеры;
  • бригадиры ремонтных бригад;
  • кочегары;
  • мастера;
  • машинисты и их помощники;
  • осмотрщики;
  • механики;
  • слесари;
  • составители и прочие.

Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений.

Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет.

Общий же стаж также важен – минимально необходимый размер его составляет 25 и 20 лет соответственно.

Досрочный выход на отдых возможен и при недостаточном количестве лет спецстажа.

Пенсия для железнодорожников предусмотрена для тех работников, которые до начала 1992 года отработали в сфере РЖД минимум 6 лет и 3 месяца либо 5 лет.

Однако в этом случае уменьшение пенсионного возраста составит не 5 лет как в общем случае, а 2,5 и 2 года соответственно. Более подробно можно посмотреть в пояснениях ПФ.

Дмитрий Шаханов: «Работники РЖД смогут получать корпоративную пенсию с 55 и 60 лет»

Ржд о новой пенсионной реформе

– Дмитрий Сергеевич, расскажите об изменениях в государственной пенсионной системе.

– В октябре этого года после долгого обсуждения в правительстве, Госдуме и субъектах Федерации было принято компромиссное решение о повышении пенсионного возраста. Принятый закон подразумевает поэтапное повышение срока выхода на пенсию – для женщин до 60 лет, для мужчин до 65. Повышение пенсионного возраста касается не всех граждан. Оно не затрагивает лиц, работающих в особых условиях труда, так называемые списки 1, 2 и «малые» списки. Таких работников в ОАО «РЖД» много – более 300 тыс. человек.  Повышение пенсионного возраста – тема остросоциальная и поэтому достаточно болезненно воспринималась людьми, особенно теми, кто подошёл близко к сроку выхода на пенсию. Поэтому на разных уровнях государственной власти приняты различные дополнительные решения. Так, сохранены федеральные налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста. Субъекты Федерации тоже приняли различные законодательные решения по сохранению имеющихся льгот. Практически в два раза повышено пособие по безработице. Создана специальная программа повышения квалификации людей старшего возраста, которая будет финансироваться государством.

– Как изменение пенсионного возраста скажется на работниках железнодорожной отрасли?

– «Российские железные дороги», как компания с высокой социальной ответственностью, видели тревогу и беспокойство со стороны работников и прорабатывали меры, которые смягчат переход к новому пенсионному возрасту.  На предварительном этапе были выявлены основные тревожащие работников вопросы – это опасение за своё здоровье в будущем, неуверенность, что будут силы работать дольше. Понимая эти беспокойства, внутри социально-кадрового блока были разработаны предложения, которые приняты решением правления ОАО «РЖД» 15 октября 2018 года. Наш железнодорожный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» тоже принимал участие в подготовительной работе.

– Какие изменения в корпоративную пенсионную систему будут внесены со следующего года? 

– Одно из основных изменений – это возможность получать корпоративную пенсию по достижении прежнего возраста выхода на пенсию, то есть в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо вступить в корпоративную пенсионную систему до конца этого года. Другое нововведение также позволяет получать пенсию по прежнему пенсионному возрасту: те, кто уже не может работать в напряжённом ритме и готов перейти на нижеоплачиваемую должность, смогут получать одновременно и зарплату, и негосударственную пенсию в 55 и 60 лет.

– Каких должностей коснётся это изменение?

– Это коснётся руководителей, которые перейдут на должности специалистов, служащих или рабочих. Такое решение выгодно всем. Компания заинтересована в том, чтобы руководящие работники старшего возраста, имеющие высокую квалификацию и большой опыт, продолжали трудиться в компании. При этом многие из таких работников тоже хотели бы продолжить трудовую деятельность, но в более щадящем режиме, с меньшими нагрузками. Конечно, на нижестоящей должности и зарплата меньше, но появляется ещё один источник дохода – корпоративная пенсия. Такое решение открывает и так называемый карьерный лифт: освобождается место для подрастающей моло­дёжи с точки зрения и компетенций, и амбиций.  

– Помимо возможности получать корпоративную пенсию по прежнему пенсионному возрасту будут ли ещё изменения для работников компании?

– Да, третье принятое решение касается в целом социальной политики. Для тех, кто заключит трудовой договор с компанией до конца года, при наработке стажа в 20 лет и более сохранится набор льгот, который сейчас предоставляется этой категории в соответствии с Коллективным договором.

– Речь шла ещё об одной новации – компания будет дополнительно софинансировать взносы работников. В чём суть идеи?

– Действительно, компания планирует предоставить своим сотрудникам дополнительную возможность существенно увеличить размер будущей корпоративной пенсии.  Как вы знаете, по действующим нормам работники ОАО «РЖД» при определённом стаже получают единовременное вознаграждение за преданность компании.  Новация в том, что начиная с премии за 20-летний стаж предоставляется возможность перечислить эту премию в счёт будущей негосударственной пенсии – со 100-процентным софинансированием со стороны ОАО «РЖД». То есть компания фактически удвоит сумму отчисления на пенсионный счёт. Со стороны компании это поощрение, плата за трудовое долголетие работника, его преданность.

– Уже сейчас охват корпоративной пенсионной системой в ОАО «РЖД» довольно большой, в ней состоят 8 из 10 работников. Как вы думаете, повлияет ли на отношение работников к корпоративной пенсии новый пенсионный возраст?

– Мы не устаём повторять, что корпоративная пенсионная система в том виде, в каком она действует в РЖД – когда часть взносов на будущую пенсию работника софинансирует компания, – является абсолютно уникальной возможностью для железнодорожников получать в будущем вторую, дополнительную к государственной пенсию. И компания неоднократно заявляла о том, что корпоративная пенсионная система не только сохранится, но и будет развиваться с учётом интересов самих работников. НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» продолжит качественно обслуживать работников железных дорог и выплачивать отраслевые пенсии. 

Источник: https://gudok.ru/content/first_person/1446948/

Коронавирус не так страшен, как пенсионная реформа, от него хоть спрятаться можно

Ржд о новой пенсионной реформе

Еще несколько месяцев назад власть упорно доказывала россиянам: немолодые люди в возрасте чуть старше 60 лет — «крепкие ребята», которым можно спокойно работать и работать, поэтому и пенсионная реформа необходима, и пенсионный возраст повышается.

Но как только началась пандемия коронавируса, именно они, люди предпенсионного и пенсионного возраста, вдруг оказались в группе риска. Лицам старше 65 лет вообще предписали не выходить на улицу, а продукты получать с помощью родственников или волонтеров. Они сразу превратились в немощных стариков.

Причем от коронавируса старшее поколение спрятаться в силах, а вот от пенсионной реформы власти — никак.

Группа риска — кандидаты «на вылет»

На фоне уже начавшихся сокращений во многих секторах экономики пожилые россияне, в первую очередь попавшие под пенсионную реформу, оказались и в еще одной группе риска — они могут стать первыми «кандидатами на вылет» в коммерческих организациях, желающих оптимизировать, как модно сейчас говорить, свои расходы. Конечно, речь не о «пенсионерах с большими звездами», которые продолжают успешно трудиться в депутатских или министерских креслах, а о самых обычных людях. Многие из них, кстати, работали неофициально — в том числе и потому, что предпенсионеров в России берут на работу неохотно. Одно дело — «свои» пожилые сотрудники, которые стареют, работая на предприятии или в фирме, и совсем другое — «старики» с улицы. Кто из тех, кому за 40, не сталкивался с меняющимся тоном менеджера по персоналу, когда он узнавал о возрасте кандидата на вакансию? Пенсионная реформа еще больше усилила эту дискриминацию по возрасту.

Теперь, когда во многих секторах идут сокращения, первыми отправят восвояси немолодых сотрудников. Например, в том же гостиничном секторе или сфере общественного питания многие предпенсионеры и пенсионеры работали уборщицами, посудомойками и кухонными рабочими.

Конечно, в жестких условиях рыночной конкуренции жертвам пенсионной реформы предпочтут более молодых и расторопных соискателей.

Раньше молодежь на такие позиции шла неохотно, но теперь, на фоне растущей безработицы, она никуда не денется и ринется занимать «пенсионерские» вакансии.

Самой уязвимой категорией оказались те, кому и на пенсию рано, и к «молодым и перспективным» причислять себя уже поздно.

Более старшие товарищи хоть пенсию получают и кое-как могут свести концы с концами, а 55-летним просто не на что будет существовать, если они потеряют работу.

Впрочем, экономисты считают: в реальном секторе экономики — на производстве — немолодым сотрудникам, которые являются ценными специалистами, бояться особо нечего. Другое дело — сфера услуг. Там действительно ситуация будет очень и очень сложной.

«Доблестных защитников» у российских трудяг нет

О том, что ждет российских предпенсионеров, «Свободной прессе» рассказал первый заместитель руководителя департамента экономической теории Финансового университетаСергей Толкачев.

«СП»: — Как кризис, вызванный пандемией, на Ваш взгляд, может отразиться на занятости людей предпенсионного и пенсионного возраста? Ведь именно они — жертвы пенсионной реформы- первые кандидаты на сокращение…

— Разумеется, пандемия становится спусковым крючком мирового экономического кризиса, в котором Россия окажется, как это уже было не раз, в лидерах. Сокращение занятости по технологическим цепочкам экономики неизбежно.

Однако, как представляется, в реальном секторе экономики у лиц пенсионного и предпенсионного возраста положение будет несколько лучше, чем в сфере услуг. Производственный опыт лиц старшего возраста в этой сфере является для фирм ценным активом.

Перспективы занятости всех работников будут зависеть от того, насколько грамотно Правительству и ЦБ РФ удастся обеспечить кредитование оборотных средств предприятий и не допустить разрыва технологических цепочек.

«СП»: — Могут ли начать массовые сокращения именно пожилых работников или это уже происходит?

— Массовые сокращения пожилых работников более вероятны в сфере обслуживания, где фактор уникальности производственного опыта не столь важен. В то же время для российского рынка труда по опыту предыдущих (уже трех, 1998, 2008−09, 2014−14 гг.

) кризисов характерна очень высокая гибкость рынка труда.

Не жесткие, не ригидные (как научились говорить экономисты) цены на рынке труда, возможность их значительного снижения пропорционально сокращению объемов продаж компаний, «спящая» занятость, позволяют надеяться, что сокращения не станут избирательно тотальными за счет пожилых работников.

«СП»: — Есть ли какие-то способы противостоять сокращениям людей, попавших под пенсионную реформу?

— Субъект противостояния таким сокращениям может быть только институциональным! Профсоюзы, трудовые коллективы, государственные трудовые инспекции. Боюсь, что поскольку ни один из этих институтов не зарекомендовал себя в качестве доблестного защитника в допандемическое время, то в условиях нагнетаемой истерии и подавно нельзя ожидать от них особого рвения в этом вопросе.

Когда бизнесы закрываются, суды не помогут

Кстати, пандемия коронавируса, точнее — ее экономические последствия, в буквальном смысле «обнулила» декларируемую цель пенсионной реформы -увеличение количества рабочих рук.

Ведь сейчас без работы рискуют остаться миллионы довольно молодых людей, что говорить о людях предпенсионного и, тем более, пенсионного возраста.

Впрочем, юристы советуют пожилым россиянам не сдаваться и если их пытаются незаконно уволить, помнить о своих правах.

— Когда государство заявило о начале пенсионной реформы, оно постаралось законодательно защитить права предпенсионеров. За их необоснованное увольнение грозит ответственность, поэтому можно обращаться в трудовую инспекцию, в органы прокуратуры, в суд, — рассказывает юрист Юлия Дымова.

Правда, подчеркивает юрист, работают такие схемы лишь в том случае, если предпенсионер был оформлен официально и не по временному трудовому договору.

В противном случае пытаться оспорить решение работодателя невозможно и связать с пенсионной реформой.

Да и, с другой стороны, многим работодателям, особенно в пострадавших от запретительных мер сегментах экономики, действительно будет просто нечем платить зарплату людям, поэтому тут судись не судись, а без денег все равно останешься.

Пенсионная реформа, последние новости:

В Госдуме предлагают льготный режим для пенсионеров по уплате налога на проценты

Любовь Швец рассказала, отменит ли Мишустин пенсионную реформу (видео)

Названа выгода для российского бюджета от пенсионной реформы

Позор пенсионной реформы закрепят в Конституции, а в 2023-м снова повысят пенсионный возраст

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/264980/

Pro-pravo-online