Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: ремонтник-универсал
В строительной отрасли немало универсальных специалистов. Есть мастера-отделочники, которые одинаково хорошо управляются со штукатуркой и укладкой кафеля. Есть арматурщики-бетонщики и каменщики, способные построить конструкцию практически любой формы.
Однако здание мало построить, его нужно ещё содержать в надлежащем состоянии. Этим, собственно, и занимаются универсальные специалисты-строители – рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Суть профессии
Не секрет, что любое сооружение со временем разрушается. Со стен осыпается штукатурка, коммуникации приходят в негодность, краска облупливается и тускнеет, из стен начинает выкрашиваться кирпич. Разумеется, все зависит от качества отделки, но со временем ремонт понадобится даже самым крепким зданиям.
Именно этим и занимается рабочий по комплексному обслуживанию зданий. Фактически он совмещает обязанности слесарей по водопроводу, электриков, штукатуров, маляров, столяров, сварщиков, иногда дворников и уборщиков. Трудится он в основном в управляющих компаниях, ТСЖ и прочих организациях домоуправления.
Обычно в обязанности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий входит:
- Подготовка жилого фонда к зимнему сезону (проверка коммуникаций, лифтового оборудования и т.д.);
- Плановая уборка в зданиях и на прилегающей территории (вывоз мусора, очистка крыш от снега, чердаков и лестничных пролетов от мусора и проч.);
- Ремонт (окраска и оштукатуривание фасадов, замена стекол, ремонт лестничных пролетов);
- Проверка зданий и их коммуникаций.
Одним словом, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий – это универсал, который умеет всё понемногу. В этом, собственно, главная загвоздка профессии: не у всех хватает опыта и квалификации, и с другой стороны – ответственность за результат очень высока, а обязанностей много.
Иная картина, если мастер-универсал трудится в составе подрядной организации на строго отведенном участке работ, например, на ремонте фасадов. Тогда его работа почти ничем не отличается от работы штукатура, маляра, сварщика или плотника.
Требования к квалификации рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
Для рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий разработан четкий профстандарт, где прописано, что должен знать и уметь работник.
Согласно профстандарту квалифицированный рабочий должен:
Хорошо ориентироваться в законодательстве, знать стандарты санитарных норм, постановления местных органов власти и различные распоряжения по содержанию зданий, улиц и дворов;
Владеть разнообразными строительными навыками;
Знать правила безопасности при ремонтно-строительных работах.
Чтобы успешно работать по специальности работнику следует иметь какое-либо профильное образование: маляра, штукатура, слесаря, электрика, плотника и т.д.
Нелишним будет также освоить профессию промышленного альпиниста и получить лицензию для работ на высоте. В этом случае привлекательность специалиста (и зарплата) резко повысится.
В остальном все решает практика – чем больше реальных навыков, тем успешнее рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий состоится в профессии.
Системы подготовки специалистов как таковой не существует. Как было отмечено выше, работнику желательно иметь среднее специальное образование по любой востребованной рабочей специальности и соответствующее удостоверение.
Освоить же специальность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту можно в ходе краткосрочных курсов профессиональной переподготовки, в том числе дистанционных. Их в настоящий момент предлагает множество учебных центров по всей стране. Хотя в общем-то работодателям далеко не всегда интересны «корочки» специалиста – гораздо чаще на собеседовании будут спрашивать о практических навыках.
Разряды рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислены три квалификационных ступени профессии – со 2-й по 4-ю.
Рабочий 2 разряда
Фактически выполняет обязанности разнорабочего и дворника, специальное образование не требуется. Убирает мусор, метет дворы и тротуары. В зимнее время помогает с очисткой льда и снега с крыш, проводит мелкий ремонт по заявкам
Рабочий 3 разряда
Проводит периодический осмотр коммуникаций, проверяет состояние конструкций и механизмов. Может проводить весь комплекс плановых ремонтно-восстановительных работ, включая отделочные (покраска, оштукатуривание, наклеивание обоев и т.д.). Также может ремонтировать внутридомовые системы отопления.
Рабочий 4 разряда
Выполняет все те же самые задачи, однако, при этом умеет ремонтировать высотные объекты и части зданий (вышки, карнизы, башни, шпили и т.п.). Фактически это высотный ремонтник, которому обязательно требуется допуск для высотных работ.
Что касается оплаты труда рабочих по комплексному обслуживанию зданий, вывести какую-то закономерность вряд ли получится. Всё индивидуально и зависит от фронта работ, количества заказов и т.д. Опытные специалисты предпочитают работать на себя без официального трудоустройства, либо в составе подрядных организаций, где оклад сильно зависит от количества заказов.
При официальном трудоустройстве с зарплатой, как правило, всё печально. Оклад в госучреждениях составляет около 17 тысяч рублей. При работе в системе ЖКХ чуть повыше – в районе 20 тысяч рублей.
У специальности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в силу её универсальности полно как плюсов, так и минусов.
Начнем с плюсов:
- возможность индивидуального заработка;
- разнообразие задач, наработка опыта и повышение мастерства;
- возможность открыть собственное дело.
Минусов тоже хватает:
- невысокая зарплата при официальном трудоустройстве;
- всегда высокий объем работы;
- физически тяжелая и грязная работа на открытом воздухе;
- малоинтересно для квалифицированных специалистов.
Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/rabochiy-po-kompleksnomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-zdaniy-universalnyy-stroitel
Профстандарты
Наименование должности | Какой документ применять |
Руководящие работники | |
Руководитель (директор, заведующий) | ЕКС должностей работников образования |
Заместитель руководителя | |
Руководитель структурного подразделения | |
Старший мастер | |
Педагогические работники | |
Учитель | Профстандарт «Педагог» |
Воспитатель | |
Педагог-психолог | Профстандарт «Педагог-психолог» |
Старший педагог дополнительного образования | Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» |
Педагог дополнительного образования | |
Старший методист | |
Методист | |
Старший тренер-преподаватель | |
Тренер-преподаватель | |
Воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации) | Профстандарт «Специалист в области воспитания» |
Педагог-библиотекарь | |
Социальный педагог | |
Педагог-организатор | |
Тьютор | |
Старший вожатый | |
Инструктор по физической культуре | Профстандарт «Инструктор-методист» |
Музыкальный руководитель | ЕКС должностей работников образования |
Концертмейстер | |
Учитель-логопед | |
Учитель-дефектолог | |
Инструктор по труду | |
Руководитель физического воспитания | |
Мастер производственного обучения | |
Старший инструктор-методист | |
Инструктор-методист | |
Учебно-вспомогательный персонал | |
Вожатый | Профстандарт «Специалист в области воспитания» |
Старший дежурный по режиму | ЕКС должностей работников образования |
Дежурный по режиму | |
Помощник воспитателя | |
Младший воспитатель | |
Секретарь учебной части | |
Диспетчер | |
Медицинские работники | |
Врач-педиатр | Профстандарт «Врач-педиатр участковый» |
Врач-детский хирург | Профстандарт «Врач-детский хирург» |
Медицинская сестра по физиотерапии | ЕКС должностей работников здравоохранения |
Медицинская сестра по массажу | |
Патронажная медицинская сестра | |
Медицинская сестра диетическая | |
Иные работники | |
Заведующий столовой | КС должностей руководителей, специалистов и других служащих |
Заведующий хозяйством | |
Заведующий общежитием | |
Комендант | |
Экономист | |
Кассир | |
Юрисконсульт | |
Юрисконсульт II категории | |
Техник-программист I категории | |
Техник-программист II категории | |
Учетчик | |
Экспедитор | |
Экономист | |
Кассир | |
Специалист по кадрам | |
Архивариус | |
Секретарь руководителя | Профстандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» |
Делопроизводитель | |
Инспектор по кадрам | Профстандарт «Специалист по управлению персоналом» |
Специалист по охране труда |
|
Документовед | Профстандарт «Специалист по управлению документацией организации» |
Главный бухгалтер | Профстандарт «Бухгалтер» |
Бухгалтер | |
Грузчик 1-го разряда | ТКХ по общеотраслевым профессиям |
Гардеробщик | |
Уборщик территорий | |
Кладовщик 1-го разряда | |
Дворник | |
Кастелянша 1-го разряда | |
Кастелянша 2-го разряда | |
Вахтер 1-го разряда | |
Уборщик производственных помещений | КС профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады |
Уборщик служебных помещений | |
Сторож | |
Машинист по стирке и ремонту спецодежды 2-го разряда | |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го разряда | ЕТКС работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3-го разряда | |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 4-го разряда | |
Кухонный рабочий | |
Повар | Профстандарт «Повар» |
Образование. Теперь всем педагогам, кроме педагога-психолога, не обязательно иметь высшее профильное образование (письмо Минпросвещения от 28.03.2019 № ТС-817/08).
У учителя может быть высшее или среднее профессиональное образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету с последующей профпереподготовкой.
Так, учителю математики без педагогического образования, но с высшим математическим, достаточно окончить курсы профпереподготовки.
Как изменится функционал педагогов после внедрения профстандартов1
Должность | Изменения | Новые функции |
Учитель, воспитатель | Детализировали и добавили функции в сфере воспитания и развития детей, разработки программ | Участвовать в разработке и реализации программ развития образовательной организации, индивидуального развития ребенка и воспитательных программ. Анализировать эффективность занятий и подходов к обучению, формировать универсальные учебные действия. Взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПК и консилиумов. Применять специальные языковые программы (в том числе русского как иностранного), программы повышения языковой культуры. Организовывать в школе олимпиады и конференции. |
Педагог-психолог | Конкретизировали функции, в том числе отдельно выделили работу с детьми с ОВЗ. Уточнили, что психолог самостоятельно планирует работу и разрабатывает программы | Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальные учебные планы. Проводить психологическую экспертизу программ.
Формировать планы по созданию образовательной среды для детей с ОВЗ, одаренных детей и детей в трудной жизненной ситуации. Определять степень нарушений в развитии детей, участвовать в работе ПМПК и консилиумов |
Социальный педагог | Убрали функцию посредника между ребенком, образовательной организацией и семьей. Исключили работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем и пособиями |
Организовывать социальную реабилитацию детей с девиантным поведением. Обеспечивать досуг учеников и воспитанников. Разрабатывать методические материалы и консультировать детей |
Педагог дополнительного образования | Добавили работу с родителями | Проводить родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи. Организовывать совместную деятельность детей и взрослых |
Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, который не соответствует профстандарту
Нет, не обязан.
Источник: https://altay.buryatschool.ru/site/pub?id=3