Профстандарт рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: ремонтник-универсал

Профстандарт рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений

В строительной отрасли немало универсальных специалистов. Есть мастера-отделочники, которые одинаково хорошо управляются со штукатуркой и укладкой кафеля. Есть арматурщики-бетонщики и каменщики, способные построить конструкцию практически любой формы.

Однако здание мало построить, его нужно ещё содержать в надлежащем состоянии. Этим, собственно, и занимаются универсальные специалисты-строители – рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Суть профессии

Не секрет, что любое сооружение со временем разрушается. Со стен осыпается штукатурка, коммуникации приходят в негодность, краска облупливается и тускнеет, из стен начинает выкрашиваться кирпич. Разумеется, все зависит от качества отделки, но со временем ремонт понадобится даже самым крепким зданиям.

Именно этим и занимается рабочий по комплексному обслуживанию зданий. Фактически он совмещает обязанности слесарей по водопроводу, электриков, штукатуров, маляров, столяров, сварщиков, иногда дворников и уборщиков. Трудится он в основном в управляющих компаниях, ТСЖ и прочих организациях домоуправления.

Обычно в обязанности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий входит:

  • Подготовка жилого фонда к зимнему сезону (проверка коммуникаций, лифтового оборудования и т.д.);
  • Плановая уборка в зданиях и на прилегающей территории (вывоз мусора, очистка крыш от снега, чердаков и лестничных пролетов от мусора и проч.);
  • Ремонт (окраска и оштукатуривание фасадов, замена стекол, ремонт лестничных пролетов);
  • Проверка зданий и их коммуникаций.

Одним словом, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий – это универсал, который умеет всё понемногу. В этом, собственно, главная загвоздка профессии: не у всех хватает опыта и квалификации, и с другой стороны – ответственность за результат очень высока, а обязанностей много.

Иная картина, если мастер-универсал трудится в составе подрядной организации на строго отведенном участке работ, например, на ремонте фасадов. Тогда его работа почти ничем не отличается от работы штукатура, маляра, сварщика или плотника.

Требования к квалификации рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

Для рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий разработан четкий профстандарт, где прописано, что должен знать и уметь работник.

Согласно профстандарту квалифицированный рабочий должен:

  1. Хорошо ориентироваться в законодательстве, знать стандарты санитарных норм, постановления местных органов власти и различные распоряжения по содержанию зданий, улиц и дворов;

  2. Владеть разнообразными строительными навыками;

  3. Знать правила безопасности при ремонтно-строительных работах.

Чтобы успешно работать по специальности работнику следует иметь какое-либо профильное образование: маляра, штукатура, слесаря, электрика, плотника и т.д.

Нелишним будет также освоить профессию промышленного альпиниста и получить лицензию для работ на высоте. В этом случае привлекательность специалиста (и зарплата) резко повысится.

В остальном все решает практика – чем больше реальных навыков, тем успешнее рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий состоится в профессии.

Системы подготовки специалистов как таковой не существует. Как было отмечено выше, работнику желательно иметь среднее специальное образование по любой востребованной рабочей специальности и соответствующее удостоверение.

Освоить же специальность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту можно в ходе краткосрочных курсов профессиональной переподготовки, в том числе дистанционных. Их в настоящий момент предлагает множество учебных центров по всей стране. Хотя в общем-то работодателям далеко не всегда интересны «корочки» специалиста – гораздо чаще на собеседовании будут спрашивать о практических навыках.

Разряды рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислены три квалификационных ступени профессии – со 2-й по 4-ю.

Рабочий 2 разряда

Фактически выполняет обязанности разнорабочего и дворника, специальное образование не требуется. Убирает мусор, метет дворы и тротуары. В зимнее время помогает с очисткой льда и снега с крыш, проводит мелкий ремонт по заявкам

Рабочий 3 разряда

Проводит периодический осмотр коммуникаций, проверяет состояние конструкций и механизмов. Может проводить весь комплекс плановых ремонтно-восстановительных работ, включая отделочные (покраска, оштукатуривание, наклеивание обоев и т.д.). Также может ремонтировать внутридомовые системы отопления.

Рабочий 4 разряда

Выполняет все те же самые задачи, однако, при этом умеет ремонтировать высотные объекты и части зданий (вышки, карнизы, башни, шпили и т.п.). Фактически это высотный ремонтник, которому обязательно требуется допуск для высотных работ.

Что касается оплаты труда рабочих по комплексному обслуживанию зданий, вывести какую-то закономерность вряд ли получится. Всё индивидуально и зависит от фронта работ, количества заказов и т.д. Опытные специалисты предпочитают работать на себя без официального трудоустройства, либо в составе подрядных организаций, где оклад сильно зависит от количества заказов.

При официальном трудоустройстве с зарплатой, как правило, всё печально. Оклад в госучреждениях составляет около 17 тысяч рублей. При работе в системе ЖКХ чуть повыше – в районе 20 тысяч рублей.

У специальности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в силу её универсальности полно как плюсов, так и минусов.

Начнем с плюсов:

  • возможность индивидуального заработка;
  • разнообразие задач, наработка опыта и повышение мастерства;
  • возможность открыть собственное дело.

Минусов тоже хватает:

  • невысокая зарплата при официальном трудоустройстве;
  • всегда высокий объем работы;
  • физически тяжелая и грязная работа на открытом воздухе;
  • малоинтересно для квалифицированных специалистов.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/rabochiy-po-kompleksnomu-obsluzhivaniyu-i-remontu-zdaniy-universalnyy-stroitel

Профстандарты

Профстандарт рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений

Наименование должности

Какой документ применять

Руководящие работники

Руководитель (директор, заведующий)

ЕКС должностей работников образования

Заместитель руководителя

Руководитель структурного подразделения

Старший мастер

Педагогические работники

Учитель

Профстандарт «Педагог»

Воспитатель

Педагог-психолог

Профстандарт «Педагог-психолог»

Старший педагог дополнительного образования

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Педагог дополнительного образования

Старший методист

Методист

Старший тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель

Воспитатель, старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)

Профстандарт «Специалист в области воспитания»

Педагог-библиотекарь

Социальный педагог

Педагог-организатор

Тьютор

Старший вожатый

Инструктор по физической культуре

Профстандарт «Инструктор-методист»

Музыкальный руководитель

ЕКС должностей работников образования

Концертмейстер

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Инструктор по труду

Руководитель физического воспитания

Мастер производственного обучения

Старший инструктор-методист

Инструктор-методист

Учебно-вспомогательный персонал

Вожатый

Профстандарт «Специалист в области воспитания»

Старший дежурный по режиму

ЕКС должностей работников образования

Дежурный по режиму

Помощник воспитателя

Младший воспитатель

Секретарь учебной части

Диспетчер

Медицинские работники

Врач-педиатр

Профстандарт «Врач-педиатр участковый»

Врач-детский хирург

Профстандарт «Врач-детский хирург»

Медицинская сестра по физиотерапии

ЕКС должностей работников здравоохранения

Медицинская сестра по массажу

Патронажная медицинская сестра

Медицинская сестра диетическая

Иные работники

Заведующий столовой

КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Заведующий хозяйством

Заведующий общежитием

Комендант

Экономист

Кассир

Юрисконсульт

Юрисконсульт II категории

Техник-программист I категории

Техник-программист II категории

Учетчик

Экспедитор

Экономист

Кассир

Специалист по кадрам

Архивариус

Секретарь руководителя

Профстандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»
или
КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Делопроизводитель

Инспектор по кадрам

Профстандарт «Специалист по управлению персоналом»
или
КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Специалист по охране труда

Профстандарт «Специалист в области охраны труда»
или
КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Документовед

Профстандарт «Специалист по управлению документацией организации»
или
КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Главный бухгалтер

Профстандарт «Бухгалтер»
или
КС должностей руководителей, специалистов и других служащих

Бухгалтер

Грузчик 1-го разряда

ТКХ по общеотраслевым профессиям
рабочих

Гардеробщик

Уборщик территорий

Кладовщик 1-го разряда

Дворник

Кастелянша 1-го разряда

Кастелянша 2-го разряда

Вахтер 1-го разряда

Уборщик производственных помещений

КС профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады

Уборщик служебных помещений

Сторож

Машинист по стирке и ремонту спецодежды 2-го разряда

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го разряда

ЕТКС работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 3-го разряда

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 4-го разряда

Кухонный рабочий

Повар

Профстандарт «Повар»
или
ЕТКС работ и профессий рабочих народного хозяйства СССРквалификация педагогов соответствует профстандарту. Проверьте их образование и стаж. Сравните требования к функционалу по профстандарту и ЕКС работников образования.



Образование. 
Теперь всем педагогам, кроме педагога-психолога, не обязательно иметь высшее профильное образование (письмо Минпросвещения от 28.03.2019 № ТС-817/08).

У учителя может быть высшее или среднее профессиональное образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету с последующей профпереподготовкой.

Так, учителю математики без педагогического образования, но с высшим математическим, достаточно окончить курсы профпереподготовки.


Как изменится функционал педагогов после внедрения профстандартов1

Должность

Изменения

Новые функции

Учитель,

воспитатель

Детализировали и добавили функции в сфере воспитания и развития детей, разработки программ

Участвовать в разработке и реализации программ развития образовательной организации, индивидуального развития ребенка и воспитательных программ.

Анализировать эффективность занятий и подходов к обучению, формировать универсальные учебные действия.

Взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПК и консилиумов.

Применять специальные языковые программы (в том числе русского как иностранного), программы повышения языковой культуры.

Организовывать в школе олимпиады и конференции.

Педагог-психолог

Конкретизировали функции, в том числе отдельно выделили работу с детьми с ОВЗ. Уточнили, что психолог самостоятельно планирует работу и разрабатывает программы

Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальные учебные планы.

Проводить психологическую экспертизу программ.

Консультировать администрацию и коллектив образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе.

Формировать планы по созданию образовательной среды для детей с ОВЗ, одаренных детей и детей в трудной жизненной ситуации.

Определять степень нарушений в развитии детей, участвовать в работе ПМПК и консилиумов

Социальный педагог

Убрали функцию посредника между ребенком, образовательной организацией и семьей. Исключили работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем и пособиями

Проектировать программы формирования у детей социальной компетентности, социокультурного опыта.

Организовывать социальную реабилитацию детей с девиантным поведением.

Обеспечивать досуг учеников и воспитанников.

Разрабатывать методические материалы и консультировать детей

Педагог дополнительного образования

Добавили работу с родителями

Проводить родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи.

Организовывать совместную деятельность детей и взрослых

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, который не соответствует профстандарту

Нет, не обязан.

Источник: https://altay.buryatschool.ru/site/pub?id=3

Pro-pravo-online