Процедура розыска человека за рубежом

Особенности международного розыска по линии Интерпола

Процедура розыска человека за рубежом

Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество между государствами в данной сфере реализуется на основе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного выполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека.

Международный розыск осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (МОУП) — Интерпол. Возможности данной организации позволяют организовать розыск преступников во всемирном масштабе.

Интерпол — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции — Интерпола, 1956 г.).

Международный розыск по линии Интерпола проводится при посредничестве НЦБ Интерпола, которое также координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными странами.

Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола.

1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников.

Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников.

Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.

Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.

3. Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах родственников и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся также сведения о неопознанных трупах иностранцев.

4. Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.

Данная работа осуществляется в тесном сотрудничестве не только с государствами — членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО — инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970).

При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.

На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Данная деятельность на территории России осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола при МВД России. В 2011 г. по линии Интерпола в международном розыске за правоохранительными органами России значилось 1659 обвиняемых и осужденных.

Всего в базе Генерального секретариата числилось 68,2 тыс. таких лиц.

В настоящее время из числа разыскиваемых по каналам Интерпола преступников 15% составляют лица, обвиняемые в совершении убийства: 19 — в совершении хищения путем мошенничества; 7% — в организации и участии в незаконных формированиях, а также лица, причастные к совершению террористических актов.

Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрею) ОВД, направляемое в НЦБ Интерпола в России.

Одновременно в запросе относительно розыска преступника за рубежом требуется сообщить: основание розыска, избранную меру пресечения, целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением, задержания и последующей экстрадиции (выдачи).

Запрос и другие необходимые материалы направляются в НЦБ Интерпола в России по почте, а в случае если необходимы безотлагательные действия, копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.

Территориальные подразделения уголовного розыска могут осуществлять запросы через НЦБ Интерпола по следующим направлениям: организованная преступность, терроризм, преступления в сфере экономики, преступления против личности, запросы информации о разыскиваемых лицах, преступлениях, связанных с оружием и незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, связанных с автотранспортом, фальшивомонетничеством, подделкой документов и кражей произведений искусства.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы: а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; б) ОВД; в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты); г) оперативное управление ФСО России; д) территориальные органы ФСКН России; е) региональные таможенные управления и таможни; ж) территориальные органы ФСИН России; з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.

Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:

  • по каналам единой сети электросвязи РФ (ЕСЭ России);
  • по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
  • по сети почтовой связи РФ;
  • по сети федеральной фельдъегерской связи.

Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

Запросы на проведение ОРМ силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории РФ, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.

Международные обращения рассматриваются в следующие сроки:

  • немедленно — в течение суток со дня поступления;
  • очень срочно — в течение трех суток;
  • срочно — в течение пяти суток;
  • обычно — в течение десяти суток.

Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, прекращается в связи с достижением цели розыска и по истечении его срока. Срок международного розыска ограничивается одним годом, но может быть при необходимости увеличен путем направления уведомления о его продлении.

Основаниями прекращения международного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются:

  • выдача разыскиваемого иностранным государством либо его осуждение и пребывание в местах лишения свободы другого государства;
  • задержание разыскиваемого на территории РФ;
  • обнаружение на территории РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получение документально подтвержденных данных о смерти разыскиваемого;
  • прекращение уголовного дела;
  • изменение меры пресечения с заключения под стражу на иную;
  • акт амнистии;
  • истечение одного года после объявления международного розыска.

При наличии оснований для прекращения международного розыска выносится постановление.

В целях эффективного осуществления международного розыска Интерпол ведет уголовную регистрацию лиц с помощью электронно-вычислительной техники и помещает в открытую часть своего сайта в Интернете сведения о лицах, в отношении которых имеются международные уведомления о розыске. В автоматизированных банках данных Генерального секретариата Интерпола имеются сведения о более 47,5 тыс. преступников, разыскиваемых правоохранительными органами стран, входящих в Интерпол.

Начиная с 2000 г. дактилоскопические карты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, объявленных в международный розыск по линии Интерпола, включаются в Федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации.

Передача дактокарт осуществляется через НЦБ Интерпола. Кроме того, в НЦБ Интерпола при МВД России ведется отдельная база данных «Международный розыск лиц».

В ней размешается информация об обвиняемых, осужденных, пропавших без вести лицах, объявленных в розыск по каналам Интерпола российскими правоохранительными органами.

Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами России по линии Интерпола регламентируются межведомственными нормативными актами.

Источник: https://alldetectives.ru/ord/ispolzovanie-chastnykh-teorij-i-uchenij-dlya-povysheniya-effektivnosti-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/teoriya-rozysknoj-raboty/osobennosti-mezhdunarodnogo-rozyska-po-linii-interpola.html

Международный розыск и международное сотрудничество по осуществлению розыска лиц: проблемы и пути их решения

Процедура розыска человека за рубежом

Важным направлением деятельности по борьбе с международной преступностью правоохранительных органов государств является розыскная работа, особое внимание которой сосредоточено на розыске преступников, скрывающихся от следствия суда.

Международный розыск – это комплекс розыскных, информационно-справочных и других мероприятий, осуществляемых Национальным Центральным бюро Интерпола на территории государств участников Международной организации уголовной полиции (далее – МОУП) Дунаева А.В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 1 (52). – С. 82. .

Интерпол. Является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество более 180 стран, входящих в нее.

Интерпол образован в сентябре 1923 г. в Вене решением Международного полицейского конгресса (первое название – Международная комиссия уголовной полиции). Является межправительственной организацией, имеющей соглашение о сотрудничестве с ООН Теория оперативно-розыскной деятельности: краткий учебный курс / К.К. Горяинова, В.С. Овчинский, Г.К. Синилова. – М.: Норма, 2008. – С. 162..

В соответствии с Приказом МВД № 786 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 октября 2006 № 786 в ред.

от 22 сентября 2009 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 47.

, международный розыск лиц осуществляется через посредничество Национального центрального бюро (далее – НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами.

При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

НЦБ это образованное в структуре МВД России подразделение, которое в соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции – Интерпола: указ Президента от 30 июля 1996 № 1113 в ред. от 27 октября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 32. – Ст. 3895. выполняет функции представительства Интерпола на территории России. НЦБ Интерпола в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат и национальные бюро Интерпола государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных органов России для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступление, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных документов, проведения иных ОРМ и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов. В стране создана сеть филиалов НЦБ Интерпола в большинстве МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности / Ф.Ю. Шумилов. – М., 2007. – С. 359..

В международный розыск по каналам Интерпола объявляются: 1) скрывшиеся или бежавшие обвиняемые, осужденные; 2) лица, пропавшие без вести.

В указанный розыск не могут быть объявлены лица, обвиняемые в совершении преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

В розыск по каналам Интерпола не объявляются также лица, совершившие преступления против военной службы Крылов И.Ф. Криминалистика / И.Ф. Крылов. – М., 2009. – С. 265-266..

Ответственными за объявление международного розыска являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола в России.

Международный розыск может быть объявлен лишь при условии, что в результате оперативно-розыскных мероприятий получена информация о выезде разыскиваемого за пределы России либо об имевшемся у него намерении выехать за границу, а также о наличии у него деловых, родственных и иных связей за рубежом. По каналам Интерпола может быть объявлен розыск только на территории государств, являющихся членами этой организации.

Международный розыск следует назначать после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Соблюдение этого правила очень важно для обеспечения эффективного розыска.

Обязательным условием для начала международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, является наличие постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу либо приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

Необоснованным считается объявление международного розыска, если в отношении разыскиваемого избрана такая мера пресечения, как подписка о невыезде Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 октября 2006 №786 в ред.

от 22 сентября 2009 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 47.

.

Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.

Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев.

В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Постановление об объявлении международного розыска и запрос, оформленный в соответствии с определенными требованиями, направляются в НЦБ Интерпола в России.

Однако до передачи в НЦБ Интерпола постановления и запроса об объявлении международного розыска органы внутренних дел России должны провести следующие мероприятия: 1) установить, выдавался ли разыскиваемому заграничный паспорт; 2) выяснить, подавал ли разыскиваемый ходатайство о выезде на постоянное место жительства в зарубежное государство; 3) проверить через ЗАГС по месту рождения разыскиваемого, не поступал ли запрос о выдаче копии свидетельства о рождении; 4) принять меры к сбору идентификационных материалов на разыскиваемое лицо (подробный словесный портрет, сведения об особых приметах, пригодных для идентификации, фотографии, отпечатки пальцев, дактилокарты и т. д.); 5) собрать другие сведения, которые должны содержаться в запросе об организации международного розыска.

Международный розыск основывается как на национальном законодательстве, так и на источниках международного права.

Поэтому при организации международного розыска по каналам Интерпола следует руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами МВД России, иными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по организации международного розыска можно проводить не только при посредничестве Национального бюро Интерпола. МВД России заключен ряд международных соглашений с МВД иностранных государств.

В большинстве из них в качестве одной из сфер сотрудничества указана деятельность, направленная на розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования, розыск без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов Крылов И.Ф. Криминалистика / И.

Ф. Крылов. – М., 2009. – С. 265-266..

Источник: https://studwood.ru/818285/pravo/mezhdunarodnyy_rozysk_mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo_osuschestvleniyu_rozyska_problemy_puti_resheniya

Исключение из списков ИНТЕРПОЛА

Процедура розыска человека за рубежом

Если российский, белорусский, украинский гражданин кому-то сильно нужен у себя на родине, то можно быть уверенным: его не оставят в покое даже в том случае, если он покинет страну и переберётся за границу. Чаще всего вытащить гражданина обратно пытаются полицейские той страны, откуда он уехал.

А наиболее распространённой причиной того, почему его так сильно хотят вытащить обратно, является желание забрать его бизнес, деньги или другую собственность. Если преследователи достаточно настойчивы, то экстрадиция может длиться очень долго, годами.

Ещё одним способом сделать жизнь неугодного гражданина более сложной является внесение его в список Интерпола. По сути, это объявление человека в международный розыск, санкции хватать его где угодно, если его удастся обнаружить.

Можно получить убежище внутри какой-то страны и жить там относительно спокойно, но при попытке пересечь границу или въехать в другую страну риск быть арестованным становится очень велик. Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что такое списки Интерпола и как бороться с этой проблемой. 

Кто может инициировать внесение в списки Интерпола 

Исходя из опыта нашей компании Кофранс, можно сказать о том, что внесение в список Интерпола почти всегда связано с политическим преследованием.

Хотя бы потому, что внести кого бы то ни было в этот список может только государство-член Интерпола, например Россия.

А если какое-то государство настаивает на применении санкционных мер такого плана против своего гражданина, то просто глупо отрицать, что это политическое дело.

Если ваши преследователи недостаточно влиятельны, то им никогда не удастся добиться того, чтобы вас внесли в списки Интерпола. Если же это случилось, то, скорее всего, вы имеете врагов на самом верху. Опускать руки не нужно, но нужно настроиться на серьёзную и длительную борьбу, если вы хотите добиться нужного результата и выйти из списков Интерпола.

Важно заметить, что чаще всего внесение в списки Интерпола человека незаконно даже по меркам того государства, которое это внесение инициирует. Однако большинство государств СНГ откровенно не обращают никакого внимания на законность, когда нужно вернуть и засудить человека.

Так что придётся сражаться против всей коррумпированной правоохранительной системы. И конечно же, здесь никак нельзя действовать в одиночку. Залогом хорошего результата становится то, с кем вместе вы будете проходить свой путь борьбы.

Если вы не знаете, к кому обратиться – то это очень распространённая ситуация.

Действительно, мало кто занимается подобными делами, здесь недостаточно только знать законы на высоком уровне, важно ещё уметь сопротивляться тому гигантскому давлению, которое будет оказываться как на самого гражданина, так и на тех юристов, которые возьмутся его защищать.

Наша компания Кофранс предлагает любые услуги по защите гражданина от противоправного преследования.

Только мы предлагаем целый комплекс мер, которые могут помочь в этом случае, начиная с защиты в суде и заканчивая теми мерами, которые будут направлены на личную и имущественную безопасность.

Мы сделаем всё для того, чтобы разрешить самые сложные ситуации, помочь с теми делами, за которые большинство адвокатов и юристов просто не возьмутся.

Почему именно Кофранс

 У нас есть целый ряд преимуществ, которые приводят к тому, что мы не имеем конкурентов на своём уровне.

  • Cofrance – международная организация, мы имеем представительства во многих странах. А значит, мы не подвержены давлению какой-то одной страны, как это бывает с теми компаниями, офис которых находится в определённом городе.
  • мы имеем большой опыт в таких делах, которые касаются экстрадиции. А именно с этим и связана такая тема, как защита от преследования через Интерпол и исключение из списков.
  • наши специалисты легко могут общаться на любом языке, который для вас является привычным. Для многих граждан, которые подвергаются преследованию в Европе, сама возможность обсудить свои проблемы со специалистом на русском или украинском языке является уникальной, потому что большинство адвокатов в Европе, естественно, привыкли общаться на английском, французском, немецком языке, а использование переводчика не позволяет добиться того уровня взаимопонимания, который необходим при ведении таких сложных дел.
  • наконец, мы поддерживаем нашего клиента в любой ситуации, даже если по ходу процесса возникают новые проблемы. Само по себе исключение из списка Интерпола – это уже серьёзная проблема, но чаще всего она неизбежно связана с целым рядом других проблем, например с преследованием заёмщика за границей и с угрозами экстрадиции и ареста. Так что если браться распутывать всё это, то здесь не обойтись без комплексного подхода. И это именно то, что мы вам предлагаем. 

Как добиться исключения из списков Интерпола 

Реально ли вообще добиться исключения из таких списков? Подобных прецедентов ничтожно мало. Изначально в списки Интерпола заносили только отъявленных преступников, которых действительно нужно было найти и наказать.

Уже позднее некоторые страны стали использовать этот инструмент ещё и в личных целях, то есть в целях расправы со своими политическими врагами. Процедура исключения из списков Интерпола по иной причине, чем поимка и арест нужного гражданина, вообще не разработана.

Это очень сильно осложняет такую процедуру.

В то же время, нужно понимать, что исключение из списков – это не самоцель и даже не единственная цель.

Чаще всего требуется сразу широкий спектр мер, направленных на то, чтобы сделать жизнь гражданина спокойнее, позволить ему заниматься бизнесом или другим любимым делом без особых волнений.

Другими словами, цель здесь не только в том, чтобы добиться исключения из списков, а в том, чтобы даже если человек останется в этих списках, он мог нормально жить, а не существовать в постоянном страхе.

Для этого мы сделаем следующее:

  • обеспечим представительство в судах. Подобные дела всегда начинаются с судов, и чтобы как-то изменить ситуацию, придётся выиграть немало судебных заседаний. Кроме того, часто применяется ещё и такой механизм, как травля через суды, то есть возбуждение огромного числа дел, чтобы преследуемый постоянно этим занимался и этим жил. Первое что мы сделаем – это снимем с вас этот груз и возьмём его на себя.
  • следующий шаг – обжалование судебных решений. Многие решения судов, особенно в странах СНГ, совершенно неправомерны, однако доказать это не так просто. Придётся проходить такую процедуру, как экзекватура, то есть тестирование принятых судебных решений на их соответствие международным правовым стандартам.

Чтобы добиться исключения из списков Интерпола, тоже приходится идти через суд. В частности, Cofrance готова обжаловать решение о занесении гражданина в такой список в Европейском Суде по правам человека.

Данный судебный орган занимается именно тем, чтобы права человека не ущемлялись, а ведь преследование с помощью экстрадиции, да ещё и Интерпола – это одно из самых грубых нарушений, особенно если вина человека в глазах Европейского суда вообще не доказана.

Таким образом, не стоит сдаваться, нужно бороться. Cofrance предоставит любую помощь, которая вам понадобится.

В первую очередь ту помощь, которая позволит улучшить вашу жизнь с практической стороны: избавить вас от судебных заседаний, опасности ареста и замораживания денег, звонков с угрозами, неправомерных решений судов и так далее.

Обращение в Кофранс позволит решить многие проблемы, которые на первый взгляд кажутся безысходными.

Источник: https://sovetnik.eu/isklyuchenie-iz-spiskov-interpola.html

Про международный розыск и как с ним бороться

Процедура розыска человека за рубежом

Интерпол имеет Устав, называемый Конституцией. Статья 3 этой Конституции запрещает организации вмешиваться в дела политического, военного, религиозного или расового характера.

Теоретически каждый запрос на розыск должен проходить через этот фильтр, но на практике у Интерпола нет ни сил, ни возможности это сделать, особенно, если задействован механизм диффузии.

Устав по русски можно прочитать здесь: http://docs.cntd.ru/document/1901939

Каждый человек имеет право знать, находится ли он в базе данных Интерпола. Любой может оспорить это и апеллировать в Комиссию по контролю за файлами Интерпола. ККФ – независимая от Интерпола организация и её функции определены статьёй 36 Конституции Интерпола.

Находится она по адресу Интерпола. Её часть, обрабатывающая запросы, состоит из пяти юристов из разных областей права. Комиссия имеет Устав и Операционные правила.

https://www.interpol.

int/About-INTERPOL/Commission-for-the-Control-of-Files-CCF (открыть CCF Statute)

Commission for the control | OPERATING RULESКомиссия обещает дать ответ заявителю по существу в течение 9 месяцев. Однако на практике так не происходит. В последнее время Комиссия работает с задержками. О чём её можно попросить? Можно сначала узнать, есть ли человек в базе, а потом писать запрос по существу. А можно, если информация о розыске публична, сразу попросить удалить данные из базы. Можно при этом просить и заблокировать розыск на время рассмотрения жалобы, хотя чаще всего так и происходит даже без такой просьбы. Прошение о предоставлении политического убежища – отличное дополнительное основание для блокировки.После получения мотивированного запроса Комиссия определяет, подлежит ли запрос рассмотрению и уведомляет об этом заявителя. В принципе для рассмотрения ходатайства об исключении из базы данных нужно, чтобы запрос был основан на Конституции ( статьи 3 и 2), Правилах Интерпола, в частности INTERPOL’s Rules on the Processing of Information for the Purposes of International Police Cooperation, INTERPOL’s Rules on the Processing of Data .Решение Комиссии об исключении окончательное и обжалованию не подлежит. В этом случае Генеральный секретариат Интерпола посылает уведомление, что гражданин по состоянию на число N в базе данных не значится. Своё решение Комиссия не обязана мотивировать, хотя и сообщает заявителю о нём, а также о том, что предписано сделать Интерполу в связи с этим и что он сделал. Если же решение отрицательное, то можно направить следующее обращение по вновь открывшимся обстоятельствам, но не позднее шести месяцев со дня их обнаружения. Также не рекомендуется направлять новое заявление ранее полугода после первого ответа. Интерпол – это межправительственная организация и, следовательно, она имеет статус экстерриториальности. Обжаловать её решение в суде Лиона не получится.Интерпол сотрудничает с большим количеством общественных организаций и находится под прицелом различных правозащитных организаций, пытающихся улучшить его работу. Самая активная из них Fair Trials, на сайте которой можно найти много полезной информации о работе Интерпола и Комиссии. Fair Trials пытается усовершенствовать работу Интерпола, поскольку многие страны, и Россия, в первую очередь, злоупотребляет своими правами членства в организации. Речь идёт об объявлении в розыск политических противников. При этом они, как правило незаконно, обвиняются вовсе не в политических преступлениях, а в мошенничестве, растрате, легализации доходов, полученных незаконным путём и т.д. В какой-то степени ситуация напоминает годы, когда Интерпол находился в Берлине.

https://www.fairtrials.org

Нужно ли привлекать специалиста или помощника для составления жалобы? Теоретически её можно написать и самому, если владеете одним из языков Интерпола и способны понимать расплывчатые формулировки Конституции и Правил. Ведь даже невмешательство в дела политического характера – это очень неясное правило для его применения по конкретному делу.

У Интерпола есть тест на наличие так называемой политической доминанты в деле. Этот тест никогда не публиковался и как понимает Статью 3 Интерпол не до конца ясно.

В одном из правил сказано, что распространение информации по каналам международного полицейского сотрудничества не должно влиять негативным образом на имидж организации, в другом: что такое распространение должно быть в интересах такого сотрудничества.

Как это понимать? Специалист, разбирающийся в теме международной полицейской кооперации, может, например, сопоставить Ваш случай с решениями ЕСЧП по аналогичным вопросам и через них трактовать вышеуказанные положения Правил. Сами Вы это не сможете сделать, потому что не знаете решений и не владеете должной квалификацией, если не имеете опыта в подобных обращениях.

На сайте Fair Trials можно также найти некоторые соображения, как написать жалобу. По моему мнению, для «русских случаев» эти рекомендации малополезны, поскольку не учитывают специфику вовлеченности властей или силовых структур в «заказные» дела в России и их мотивацию в них.

Потенциал Rules on the Processing of Data для этих дел значительно выше, нежели это используется в руководстве Fair Trials.Интерпол имеет свою политику по отношению к беженцам, которую он никогда не публиковал. Тем не менее, если человек признан беженцем, то он должен быть исключён из базы данных, если запрашивающая сторона одновременно является страной, его преследующей.

На эту процедуру уходит меньше времени, чем в случае с обыкновенным кейсом. При этом обвинения, по информации Fair Trials, могут быть никак НЕ связаны с текстом прошения об убежище.Отказ в экстрадиции не означает удаления из базы данных. Однако комиссия может добавить этот факт в Ваш файл по запросу в виде addendum/caveat.

Часто после удаления из Интерпола, несмотря на чистку базы данных, информация может остаться в локальных компьютерах, что может повлечь за собой неправомерный арест, поэтому при поездках за границу рекомендуется возить с собой документа о снятии с розыска. Также возможно запросить Комиссию об актуальном на дату выезда письме о том, что статус в базе данных Интерпола, не изменился.

Также при зарубежных поездках надо иметь ввиду, что обнаружение Вашего местоположения для ищущей стороны возможно не только в результате работы Интерпола, но и иными способами. В этом случае возможен прямой экстрадиционный запрос.

В случае наличия статуса беженца статья 33 Конвенции о беженцах 1951 года запрещает высылать беженца в страну преследования, поэтому он не может быть экстрадирован. Но все это касается только демократических стран, уважающих свои международные обязательства, поэтому с поездками в экзотические страны надо быть аккуратнее.

До недавнего времени ещё существовали экзотические места, где розыска Интерпола не было. Эти места являлись оазисом для беглых преступников. Сегодня Интерпол – это вторая по численности международная организация, в неё входит 192 члена, а в ООН- 193. В настоящее время в мире 195 суверенных государственных образований.

Ватикан является членом Интерпола, но не входит в ООН, а КНДР, Кирибати, Микронезия ( Федеральные штаты), Тувалу, Вануату – наоборот. Тайвань не является ни членом Интерпола, ни входит в ООН.

На некоторые территории, не являющиеся государствами, власть Интерпола не распространяется. Это, например, Северный Кипр, Гуам, САДР. Полный список стран-членов Интерпола можно найти здесь https://www.interpol.int/Member-countries/World. Северный Кипр предоставляет вид на жительство практически всем, САДР – преимущественно мусульманам. Некоторые страны Полинезии не имеют достаточно обученный персонал и государственные службы для оценки беженских кейсов, поэтому этим занимается отдел УВКБ ООН в Канберре. Зато срок натурализации для беженца в некоторых из этих стран может быть меньше 5 лет. Не является сложным делом получение рабочей визы на Тайване и последующее ПМЖ.

Из вышесказанного следует, что в мире практически не существует развитых комфортных территорий, на которых скрывшийся обвиняемый или подозреваемый может легально законно проживать всю жизнь. В лучшем случае эти страны станут комфортной тюрьмой, поскольку любой выезд из них чреват.

Одной из таких стран – тюрем является Северный Кипр.

В заключение отмечу, что международный розыск – это серьёзное ограничение свободы человека, которое может привести к тяжелейшим последствиям для него и его семьи.

Россия и многие другие страны злоупотребляют своим членством в Интерполе и объявляют политических оппонентов в международный розыск вопреки Конституции и Правил.

С этим можно эффективно бороться, но даже после удовлетворения ходатайства об исключении из базы данных Интерпола следует проявлять известную осмотрительность при трансграничных перемещениях.

Источник: https://gordeev-deputat.livejournal.com/78722.html

Беcсилие международного розыска или доставка преступников з-за границы не работает! (на рус. языке)

Процедура розыска человека за рубежом

Авторы: Ольга Просянюк, управляющий партнер

             Андриана Фозекош, помощник адвоката уголовно-правового департамента

Специально для “Юридическая практика”

В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие значительные преступления и желающие избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда «за границу». И «за граница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но также как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.

За последнее десятилетие все чаще встречаются случаи, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, но при этом, самой экстрадиции, в конечном итоге, так и не происходит.

Перед тем, как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.

Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны-инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального Секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран-членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.

Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти достаточно долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.

В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев.

Получив информацию, что разыскиваемая личность, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.

В соответствии с законодательством Интерпола, есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Запрос с целью экстрадиции называется «Red Notice» и он обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.

Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.

После получения Национальным бюро Интерпола запроса, «RedNotice» направляетсяв Генеральный Секретариат Интерпола.

При этом, Генеральный Секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.

Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола)запрещается вмешиваться в делаполитического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения.

При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах – суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1.               если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2.               истек срок давности преступления;

3.               совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4.               запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5.               правонарушение предусмотрено военным правом;

6.               правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7.               экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8.               экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск.

Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции.

При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

by

Источник: http://averlex.com.ua/bessilie-mejdynarodnogo-roziska-ili-dostavka-prestypnikov-z-za-granitsi-ne-rabotaet

Pro-pravo-online