Помещение нсл в цвин

Вопросы ювенальной юстиции > Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних

Помещение нсл в цвин

Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних

Медвецкий А.М.,Судья Курского областного суда,

Рябинина Т.К.

к. ю. н., доцент КГТУ

Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) – теория и практика

Рецензия
Неоценимая помощь судьям

Под редакцией председателя Курского областного суда, Заслуженного юриста Российской Федерации Золоторева В.Г. Курским областным судом и Курским государственным техническим университетом подготовлено и издано практическое пособие «Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей»

Несмотря на то, что полки книжных магазинов, буквально, ломятся под грузом «разнокалиберной» юридической литературы, практики хорошо знают: купить дельное методическое пособие – проблема! И это неудивительно.

Издатель юридической литературы, выходящей массовыми тиражами, ориентирован, в первую очередь, на многочисленного ныне студента.

Читателя из юристов менее всего взыскательного, «хватающего» все подряд, поскольку, что для профессионала давно пройденная «азбука», то для «грызущего гранит науки» – ошеломляющее откровение.

Во-вторых, из поля зрения издателя юридической литературы, увлекающегося массовыми тиражами, к огромному нашему сожалению выпадают многие, особенно новые сферы юридической деятельности.

Вместе с тем, жизнь на месте не стоит, оригинальная юридическая практика накапливается стремительно.

Она, как известно, а) нуждается в качественном теоретическом осмыслении, б) ее наличие – это повод для выработки методики применения нового законодательства.

Поскольку на уровне центральных издательств данная проблема не решается, то ею вынуждены озаботиться практики на местах. Классическим примером подобного вида деятельности является разработка в Курском областном суде методики применения законодательства при рассмотрении судами материалов о помещении в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Плановое обобщение судебной практики еще за первое полугодие 2000 года показало: введение в действие Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года для многих судией явилось полной неожиданностью.

Более того, оказалось, что некоторые служители Фемиды новые законы не читают, несовершеннолетних в центры временной изоляции направляют, руководствуясь не специальными регламентациями, а по старинке, по правилам, предусмотренным ГПК РСФСР.

При этом: либо в силу инертности своего мышления, либо по причинам профессиональной деформации они забывают, что речь идет не о разрешении заурядного спора, вытекающего из административных правоотношений, а фактически – о лишении человека свободы! Упускали они из виду и то обстоятельство, что лицо, помещаемое в центр временной изоляции (несмотря на то, что оно все еще ребенок!), обладает целым спектром конституционных прав, для гарантированного соблюдения которых в новом законе, имеющим, ни много, ни мало, черты кодифицированного процессуального нормативного акта, предусмотрена специальная процедура!

Чтобы как можно скорее привести судебную практику в соответствие с законодательными регламентациями, помнится, председателем Курского областного суда Золоторевым В.Г.

тогда в срочном порядке было организовано изучение судьями нового законодательства, проведен семинар, на котором специалисты разных ведомств, занимающиеся применением вышеуказанного закона, обменялись мнениями, выработали алгоритм совместного поведения.

Проведенная учеба завершилась изданием под редакцией Василия Григорьевича Золоторева брошюры: «Процессуальный порядок рассмотрения в суде материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и учебно-воспитательные учреждения закрытого типа: Научно-методическое пособие. – Курск: ГУИПП «Курск», 2000. – 80 с., составителем которой был автор этих строк.

Позже на страницах журнала «Российский судья» под тем же названием мною была опубликована статья, в которой детально рассматривалась практика применения судами Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года (См.: Российский судья. – 2000. – № 3. – С. 24-29).

Проведенная методическая работа оказалась весьма удачной, многие практики благодарили как за пособие, так и за статью.

В 2002 году отделом обобщения Верховного Суда Российской Федерации практика применения 120 Федерального закона от 24 июня 1999 года была проанализирована уже в целом по стране. Из составленной тогда справки усматривается, что проблемы, выявленные в 2000 году в Курске, увы, знакомы и судьям других регионов.

Они, оказывается, точно также завывают, что «материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа должны рассматриваться с обязательным участием прокурора, адвоката и законного представителя»! Были выявлены и другие нарушения.

О том, сколь серьезно Верховный Суд России тогда подходил к практике применения Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, свидетельствует, например, приводимое ниже постановление заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушова А.Е.

Данный документ, несмотря на то, что в закон были внесены многочисленные изменения, по нашему мнению, свой актуальности не утратил.

Радует и то, что в Курском областном суде положительную практику прошлых лет не забыли.

В 2005 году под редакцией, опять-таки неутомимого Василия Григорьевича Золоторева, вышла новая книга: «Применение законодательства при рассмотрении в судах материалов о помещении в центр временного содержания несовершеннолетних». Ее составители – судья Курского областного суда – Медвецкий А.М., кандидат юридических наук, доцент КГТУ – Рябинина Т.К.

Источник: http://www.juvenjust.org/txt/index.php/t270.html

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел | ГАРАНТ

Помещение нсл в цвин

Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:

1) приговор суда или постановление судьи – в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

4.

Несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 – 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

Материалы на несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 – 6 пункта 2 настоящей статьи, представляются судье в порядке и в срок, которые установлены статьей 31.1 настоящего Федерального закона, для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

5. Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

1) период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или медицинской организацией, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена медицинской организацией и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

3) время рассмотрения жалобы или представления прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

7. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине которых было допущено указанное нарушение.

7.1.

Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим центром временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел видеть их, но не слышать.

Источник: https://base.garant.ru/12116087/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

КС: Помещение подростков в спецучреждения следует расценивать как лишение свободы

Помещение нсл в цвин

29 ноября Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 38-П по жалобе гражданки, безуспешно пытавшейся получить компенсацию морального вреда в судах общей юрисдикции в связи с незаконным помещением ее дочери-подростка в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Обстоятельства дела

В апреле 2016 г. судья районного суда удовлетворил ходатайство заместителя начальника отдела полиции о помещении 13-летней Д.

, ранее уже состоящей на учете в подразделении МВД России, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на срок до 30 суток. Поводом для подачи полицией такого ходатайства послужило совершение Д.

противоправных деяний до достижения ею возраста уголовной ответственности. Прямо из зала суда девочку забрали в ЦВСНП, где она пробыла около трех недель.

Впоследствии краевой суд отменил вышеуказанное решение как незаконное в связи с неполным исследованием всех обстоятельств дела и их недостаточной оценкой. В итоге дело было возвращено на новое рассмотрение. Новый судья отметил, что в поведении юной правонарушительницы наметилась положительная динамика, поэтому он отклонил ходатайство полиции о помещении девочки в ЦВСНП еще на неделю.

Мать девочки сочла, что ее дочери был причинен моральный вред, в связи с чем она обратилась в суд с иском к Минфину России и органам полиции. Суды двух инстанций отказались удовлетворять иск, мотивируя это тем, что п. 1 ст. 1070 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев возложения ответственности на российскую казну в связи с незаконным преследованием со стороны властей.

По их мнению, случаи незаконного помещения подростков в специализированные центры для несовершеннолетних правонарушителей не были предусмотрены таким перечнем. Впоследствии суды кассационных инстанций отказались рассматривать жалобу заявительницы, отметив, что незаконность помещения Д.

в ЦВСНП не подтверждена, а освобождение из данного учреждения произведено не по реабилитирующим основаниям.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ (имеется у «АГ») заявительница отметила, что ст. 1070, 1100 ГК РФ и ст. 22 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних противоречат российской Конституции.

По ее мнению, вышеуказанные нормы Гражданского кодекса не допускают возможности возмещения несовершеннолетним вреда, причиненного незаконным помещением в ЦВСНП, независимо от вины должностных лиц. В свою очередь, ст.

22 упомянутого закона, которая закрепляет особенности функционирования таких центров, позволяет судам принимать решения о помещении несовершеннолетних в эти центры в отсутствие законодательного регулирования такого вида судопроизводства.

Таким образом, создается правовая неопределенность при последующем рассмотрении дела о компенсации морального вреда.

Выводы Конституционного Суда

Рассмотрев жалобу, Суд напомнил, что исходя из положений Конституции и норм международного права ограничение свободы, особенно несовершеннолетних, допустимо лишь в качестве крайней меры, соизмеримой с обстоятельствами и последствиями противоправного деяния (со степенью тяжести правонарушения).

Применение такой меры возможно лишь на законных основаниях и в установленном законом порядке, после тщательного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела. При этом должны соблюдаться общие и специальные гарантии прав и свобод несовершеннолетних, с учетом возрастных особенностей и публичных интересов.

Следовательно, незаконное ограничение свободы подростков должно влечь возмещение вреда, обеспеченное процессуальными и материально-правовыми гарантиями, в надлежащем объеме.

ЕСПЧ: российское законодательство не защищает подростков, незаконно помещенных в спецучреждения Как указал Европейский Суд, законодательные формулировки фактически лишают права по получение компенсации морального вреда в связи незаконным помещением несовершеннолетних в закрытое учебное заведение вдали от дома

Конституционный Суд подчеркнул, что особенности режима пребывания в ЦВСНП позволяют рассматривать нахождение там как лишение свободы в конституционно-правовом смысле. «Этот вывод согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека.

По его мнению, пребывание в течение 30 дней в центре, который является охраняемым учреждением закрытого типа и в котором несовершеннолетние находятся под круглосуточным наблюдением, чтобы гарантировать, что они не покинут помещение без разрешения, а дисциплинарный режим обеспечивается дежурным нарядом, – равносильно лишению свободы по смыслу п. 1 ст.

5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление от 23 марта 2016 г. по делу “Блохин против России”)», – отмечено в постановлении.

Как пояснил КС, при разрешении вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП следует обеспечить ему и его представителям все необходимые правовые гарантии (состязательность процесса, позволяющую стороне воспользоваться квалифицированной юридической помощью, высказывать свои доводы, опровергать представленные материалы). Только после тщательного и всестороннего выяснения обстоятельств и оценки всех материалов дела суд принимает решение, которое может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию.

Таким образом, Суд признал не противоречащей Конституции ст. 22 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку она позволяет решать вопрос о помещении в ЦВСНП в состязательном процессе.

Спорные нормы ГК РФ, отметил КС, предполагают возмещение несовершеннолетнему вреда (в том числе морального) независимо от вины должностных лиц правоохранительных органов и суда в случае признания незаконным его помещения в ЦВСНП.

При определении размера компенсации морального вреда суд должен, в частности, учитывать продолжительность нахождения в указанном центре, условия содержания в нем, а также иные обстоятельства в контексте их позитивного или негативного влияния на несовершеннолетнего.

В этой связи Конституционный Суд назвал оспариваемые нормы соответствующими основному закону государства, но распорядился пересмотреть судебное дело заявительницы в контексте данных им разъяснений.

Адвокаты назвали позицию Суда значимой для практики

В комментарии «АГ» адвокат АП Тверской области Алексей Иванов указал, что постановление КС положительно повлияет на судебную практику рассмотрения ходатайств о помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В этой связи он отметил несколько важных позиций, на которые указал Конституционный Суд.

«Помещение в ЦВСНП обоснованно приравнено к лишению свободы. КС РФ проанализировал условия содержания в таких центрах, привел ссылку на имеющиеся ограничения прав и свобод несовершеннолетних и сделал логичный вывод, что по конституционному смыслу и смыслу, придаваемому практикой ЕСПЧ, содержание в них является именно лишением свободы.

Он также подчеркнул, что при помещении в такие учреждения должен соблюдаться принцип юридического равенства, когда однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.

Соответственно, процедура рассмотрения ходатайства о помещении в центр аналогична процедуре уголовного преследования, хотя помещение в ЦВСНП не является наказанием по смыслу уголовного законодательства», – пояснил адвокат.

Эксперт добавил, что вопрос о помещении в ЦВСНП должен разрешаться исключительно в состязательном процессе с предоставлением несовершеннолетнему всего комплекса прав, аналогичных правам привлекаемого к уголовной ответственности.

«Это и право на квалифицированную юридическую помощь, право опровергать представленные материалы и по существу защищаться от обвинения, поскольку несовершеннолетний может быть помещен в такой центр только при совершении им общественно опасного деяния, которое при достижении этим лицом определенного возраста повлекло бы уголовную ответственность.

Предусмотрено право обжалования постановления суда и получения компенсации за незаконное помещение в ЦВСНП», – отметил он.

ФПА предлагает, чтобы только адвокаты представляли подростков по искам об ограничении их свободыВ направленной в Госдуму правовой позиции подчеркивается, что судебное представительство в отношении особо уязвимой категории лиц, находящихся под угрозой ограничения свободы, должно быть сугубо профессиональным

Алексей Иванов положительно оценил то, что Конституционный Суд фактически приравнял процедуру помещения в такой центр к процедуре уголовного преследования, наделив несовершеннолетних широким комплексом прав, аналогичных правам, которые направлены на защиту лица от незаконного уголовного преследования. «Теперь процедура рассмотрения ходатайств о помещении несовершеннолетних в указанные центры должна стать намного более справедливой и состязательной», – резюмировал адвокат.

Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов высоко оценил постановление КС, но вместе с тем выразил сожаление, что оно посвящено очевидным вещам.

«Ответственность государства за незаконное фактическое лишение свободы стала возможной только после разъяснения органа конституционного контроля, а система судов общей юрисдикции не смогла защитить права несовершеннолетнего.

Такую косность суды общей юрисдикции проявляют регулярно, когда ставится вопрос об ответственности государственных органов», – отметил он.

Эксперт выразил надежду, что выявленный КС РФ конституционно-правовой смысл спорных норм скорректирует не только судебную практику, но и законодательство.

«Как следствие, качество правоприменения улучшится, потому что органы и должностные лица будут внимательнее относиться к соблюдению закона, иначе его нарушение превратится в финансовые издержки, – полагает Евгений Тарасов.

– Уже длительное время обсуждается выведение из “процессуальной тени” порядка назначения принудительных мер в системе профилактики правонарушений, в том числе введение в КАС РФ отдельной главы, что было бы правильно и весьма своевременно. Хорошо, если благодаря КС законотворческая работа в этом направлении будет гармонизирована и ускорена».

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила наличие в постановлении очень важного вывода о том, что особенности режима пребывания в ЦВСНП позволяют рассматривать нахождение там как лишение свободы.

«Следовательно, незаконен отказ в возмещении несовершеннолетнему вреда, в том числе морального, независимо от вины должностных лиц правоохранительных органов и суда в случае признания незаконным помещения подростков в такие центры», – полагает она.

Валерия Аршинова добавила, что подобные правовые позиции Конституционного Суда также имеют практическое значение для законодательного процесса в ходе внесения изменений и дополнений в действующие законы или при принятии нового.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-pomeshchenie-podrostkov-v-spetsuchrezhdeniya-sleduet-rastsenivat-kak-lishenie-svobody/

Помещение нсл в цвин

Помещение нсл в цвин

Закона);

2) временного ожидания рассмотрения судьей вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 2 п. 2 ст. 22, п. 6 ст. 26 Закона);

3) самовольного ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (пп. 3 п. 2 ст. 22 Закона);

4) совершения общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность — при наличии обстоятельств, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона;

5) совершения правонарушения, влекущего административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, при наличии обстоятельств, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона;

6) совершения несовершеннолетними правонарушения, влекущего административную ответственность, — с учетом требований пп. 6 п. 2 ст.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в ЦВСНП, осуществляется с учетом их возраста, поведения, общественной опасности ранее совершенных ими правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия, и проводится в течение всего времени их нахождения.

В целях повышения эффективности индивидуальной профилактической работы к несовершеннолетним применяются меры поощрения и взыскания.

Сотрудники ЦВСНП выясняют условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, их личные качества, интересы, причины самовольного ухода из семьи, учебного заведения, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность, места сбыта похищенного, факты совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

Содержащимся в ЦВСНП несовершеннолетним созданы все условия для получения образования. Обучение проводится в двух учебных классах, оборудованных необходимой мебелью. Для качественного проведения учебных занятий имеются необходимые школьные принадлежности, учебники, видеоматериал.

Учебные занятия проводятся ежедневно (кроме суббот и воскресений) педагогами МБОУ СОШ № 32 г.

Хабаровска.

СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений (детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.

Основаниями для приема в ЦВИНП служат акты о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка, составленные инспекторами ПППН, постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВИНП, утвержденные начальником органа внутренних дел, его заместителем (в ночное время в их отсутствие — начальником ПППН, его заместителем или оперативным дежурным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановления районных (городских) судов о направлении в СУВУ закрытого типа, ЛВП, письменные указания председателя комиссии по делам несовершеннолетних или руководителя районного (городского) органа образования.

На несовершеннолетних, помещенных в ЦВИНП, оформляются и ведутся учетные дела.

2.

Закона.

Нижняя граница возраста, с которого возможно по Закону №120 помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП, — 11 лет (п. 4 ст. 15 Закона №120) — указана только в отношении лиц, направляемых, ожидающих направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедших из таких учреждений (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 22).

В случае помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП по основаниям пп. 6 п. 2 ст. 22 Закона №120 нижним возрастом является возраст административной ответственности, предусмотренный ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, — 16 лет.

В то же время при помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП по пп. 4, 5 п. 2 ст. 22 Закона №120 нижний возраст не установлен. Как указано в комментарии к ст.

2. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 ФЗ № 120 — 99 г., а именно:

необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.

Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

3.

Установив факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, должностные лица ЦВИНП немедленно направляют в аппараты уголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия преступлений.

Нередко раскрытию преступлений способствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетних оказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотические средства, виноводочные изделия и т.п.

Имеют место случаи, когда под видом несовершеннолетних в ЦВИНП попадают взрослые лица: совершившие преступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишения свободы, дезертиры.

В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленно скрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительное время не занятым работой или учебой, не имеющим места жительства.

Если будет установлено, что доставленный достиг 18 лет, он немедленно передается оперативному дежурному органа внутренних дел для решения вопроса о его водворении с санкции прокурора в центр социальной реабилитации (приемник-распределитель ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество) либо для принятия иных законных мер.

5.

Устройство несовершеннолетних. Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, возвращаются, как правило, в семью в сопровождении должностных лиц ЦВИНП либо передаются родителям или лицам, их заменяющим.

В свободное от учебы время и в выходные дни несовершеннолетние имеют возможность посещать оборудованный тренажерами спортивный зал и библиотеку, укомплектованную художественной и специальной литературой, рассчитанной на различный возраст и увлечения подростков.

Ежедневно для подростков организуются прогулки на прилегающей территории, на которой расположены спортивная площадка, сад.

В целях активизации воспитательной, профилактической и коррекционной работы с воспитанниками налажено взаимодействие с различными организациями и учреждениями, в том числе общественными: РУ ФСКН России по Хабаровскому краю, Центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова, Краевым центром социального воспитания и здоровья Министерства здравоохранения Хабаровского края, Хабаровской краевой библиотекой им.

О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел»;

ѕ другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МВД России.

Основания и условия содержания несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП

Основания помещения несовершеннолетних в ЦВСНП

В Законе №120 дан исчерпывающий перечень случаев, когда возможно помещение несовершеннолетних в ЦВСНП.

В ЦВСНП могут быть помещены согласно пп. 1 — 6 п. 2 ст. 22 Закона №120 несовершеннолетние в возрасте до 18 лет в случаях:

1) направления по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (пп. 1 п. 2 ст.

Правовые основы деятельности ЦВСНП

В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. №215, ЦВСНП находятся в непосредственном подчинении МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Правовые основы деятельности ЦВСНП органов внутренних дел (ОВД) закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон №120), устанавливающем основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон №120 определяет основания и порядок помещения несовершеннолетних в ЦВСНП по специальным процедурам и по специфическим правилам.

В соответствии со ст.

5.

совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение трех часов;

6.

Источник: https://pravo60.ru/pomeshhenie-nsl-v-tsvin

Pro-pravo-online