Какие национальности живут в абхазии

Содержание
  1. Абхазы и абазины: носители уникальной национальной культуры
  2. Территория проживания абхазов
  3. Культура и традиционные занятия абхазов
  4. Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня
  5. Народ абаза
  6. Общий протоязык и родственные языки
  7. Вероисповедание абазин и абхазов
  8. Некоторые занятия и черты быта абазин
  9. Кофе, шорты, поцелуи: традиции абхазов
  10. Полезная для здоровья традиция
  11. Настоящий мужской поцелуй 
  12. Гостям рады всегда
  13. Если есть на свете рай – это абхазов край
  14. Чужая семья не потемки
  15. Кофе на ночь не предлагаю
  16. Абхазский “хлеб”
  17. Так выпьем же за то…
  18. Подарок от Бога 
  19. Сезон свадеб — готовьте кошельки 
  20. Молчание невестки
  21. Правила существуют, чтобы их нарушать
  22. Пешеход подождет
  23. Пей до дна
  24. Как проехать в “Гвадауту”?
  25. Не всякая погода — благодать 
  26. Жить у моря и не купаться в нем
  27. Пробки? Что это?
  28. Шорты по колено
  29. Как тесен мир
  30. Абхазы (апсуа) — гордые и красивые
  31. Где живут (территория)
  32. История
  33. Культура
  34. Традиции
  35. Свадьба
  36. Жизнь
  37. Религия
  38. Язык
  39. Одежда
  40. Еда
  41. Характер
  42. Жилище
  43. Абхазы
  44. Ареал
  45. Население
  46. Экономика
  47. Национальная культура

Абхазы и абазины: носители уникальной национальной культуры

Какие национальности живут в абхазии

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Аста Ардзинба

Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта.

Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины.

Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах.

Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа.

В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет.

Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю».

При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.

), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда.

А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня

Абхазы с давних времен селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором жилого дома и хозяйственными постройками были кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы не изменился до сих пор: стоит выехать за пределы современных абхазских городов, как тут и там на холмах и предгорьях покажутся дома и дворы.

Традиционный тип жилища – плетеные домики, покрытые соломой, и апацхи (традиционные соломенные строения абхазов, выполнявшие роль кухни – прим. ред.).

Апацха также была плетеной, в центре нее был очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века они стали строить дома из досок на столбах «акуаскиа».

Крышу на таких домах делали из дранки, а по фасаду протягивали украшенный резьбой балкон.

Традиционный мужской абхазский костюм включает в себя стеганый полукафтан, зауженные шаровары, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.

Женщины носили платья с вырезом в виде клина, который закрывался с помощью металлических застежек. Праздничное платье дополняли серебряным поясом.

Национальная абхазская кухня предлагает множество блюд из кукурузной муки. Здесь превалируют блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Пищу приправляют острыми специями, самая знаменитая из которых – абхазская аджика.

Народ абаза

Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза, как они сами себя называют. До XIV века абаза жили на северо-западном побережье Черного моря.

Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная еще с VI века нашей эры.

Причины переселения называют разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие, а вслед за ним – распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств в XIII веке.

Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды.

Сегодня они компактно проживают в таких селах Карачаево-Черкесской Республики, как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России, согласно переписи 2010 года, составляет около 43 тысяч человек.

Общий протоязык и родственные языки

Абхазы и абазины – древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов протоязык распался на три ветви: абхазский, адыгский и ныне вымерший убыхский языки.

В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Постепенно племена объединялись в княжества, а затем, в VIII веке нашей эры, создали государство, Абхазское царство.

Так сформировалась единая абхазская народность, и установилось единство абхазского языка.

Ушедшие за перевал этнические группы отделяла от территории исторической Абхазии естественная преграда в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка.

Исследователи указывают на тот факт, что ашхарский диалект абазинского языка более близок абхазскому.

Из этого делают вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, отделились от общей этнической группы абхазов и абазин позднее, чем другой абазинский субэтнос тапанта.

Вероисповедание абазин и абхазов

Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем – православные христиане. Но в памяти обоих народов сохранились традиционные языческие верования.

Например, и абазины, и абхазы некогда придавали чудесные свойства деревьям. Важное место в системе традиционных верований отводилось явлениям природы, таким, как гром и молнии.

И абхазы, и абазины почитали «покровителя лесов и диких зверей» и «владычицу вод».

Некоторые занятия и черты быта абазин

Абазины занимались земледелием и скотоводством. В том числе, отгонным (основанном на сезонных перегонах скота – прим. ред.), как и абхазы. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук. Важной отраслью хозяйства было пчеловодство. Обязанностью женщин считалась обработка шерсти и шкур.

Мужчины занимались обработкой дерева, металла, камня. В почете были кузницы, которые изготовляли, в том числе, и оружие – кинжалы и ножи.

Традиционное жилище абазин – круглые дома из плетня. В конце XIX столетия у абазин появились саманные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе, помещение для гостей, а также комплекс хозяйственных построек.

Национальная кухня абазин богата блюдами из баранины, говядины и птицы, а также изделиями из молочных и растительных продуктов. Известное абазинское блюдо квтужьдзырдза – мясо курицы под густым соусом.

И абхазы, и абазины в течение веков создавали свою самобытную культуру, которую сумели сохранить до наших дней. В эпоху глобализации появились новые вызовы для развития национальной культуры этих народов.

Источник: https://Abaza.org/abkhazy-i-abaziny-nositeli-unikalnoy-natsionalnoy-kultury

Кофе, шорты, поцелуи: традиции абхазов

Какие национальности живут в абхазии

Чем гордятся жители Абхазии, какие традиции могут удивить туристов и почему абхазы не купаются в море? Корреспондент Sputnik Бадри Есиава подошел к исследованию с иронией и делится результатами с читателями.

Полезная для здоровья традиция

В Абхазском обществе принято привставать, когда в помещение входит ровесник, и вставать во весь рост, когда входит человек старше тебя. За короткий отрезок времени проделать это действие можно десятки раз. Пусть немного надоедает, но то, что это полезная традиция, подтвердит любой врач.  

Настоящий мужской поцелуй 

В абхазском обществе принято при встрече крепко пожимать друг другу руку и целовать в щеку. Многим иностранцам непонятно такое приветствие, они считают его совершенно не мужским проявлением чувств, но у абхазов оно свидетельствует о настоящем уважении и подчеркивает радость встречи. 

Гостям рады всегда

Абхазы славятся своим гостеприимством и готовы принимать гостей в любое время дня и ночи, даже без предварительного предупреждения. Часто бывает, что после звонка в дверь хозяин открывает без вопроса “кто там?” и, не задавая лишних вопросов, сразу приглашает в дом, а там уже узнает, кто и зачем.

© Sputnik / Юрий Сомов

Столетние горцы во время кавказского застолья

Если есть на свете рай – это абхазов край

Абхазы очень любят хвалить свою страну и народ. Не упускают малейшей возможности создать благоприятное впечатление у туристов. “Побережье Абхазии и море самые чистые в мире, а природа такая, что ни в одной стране мира такой не увидишь”. Самое главное, что абхазы говорят все это искренне и, правда, так считают — и с ними не поспоришь.

© Sputnik / Томас Тхайцук

Морской прибой

Чужая семья не потемки

Еще у абхазов есть отличительная черта обсуждать личную жизнь совершенно посторонних людей. Обычно это происходит не со зла, а из простого любопытства или скуки, но некоторые просто любят пообсуждать других, чтобы их собственные проблемы отошли на второй план. 

Кофе на ночь не предлагаю

Кофе в каждом абхазском доме всегда в избытке и предлагается всем и всегда. Питие кофе — и традиция, и ритуал.

Когда женщины зовут друг друга на кофе – это значит, что предстоит интересная и познавательная беседа обо всем на свете, а гадание на его гуще, убеждены многие, может предостеречь от неприятностей и предсказать пополнение кошелька. Но в сутках есть время, когда кофе предлагается только в исключительных случаях – это вечер.

© Sputnik / Томас Тхайцук

Кофе, сваренный в турке на песке, наливают в чашку

Абхазский “хлеб”

Мамалыга – неотъемлемая часть абхазской кухни. Ее любят все, и есть мамалыгу принято руками, что особенно удивляет иностранцев. На это абхазы говорят, что, когда ешь руками, вкус национального блюда совершенно другой, более правильный и натуральный.

© Sputnik / Илона Хварцкия

Абхазская кухня

Так выпьем же за то…

Ни одно абхазское застолье не обходится без долгих и красивых тостов. Всего их 99, но мало кто знает их все. Застолье может продолжаться часами, и за все это время нельзя из-за стола выходить без завершающего тоста. Выйдя раз, вернуться к застолью нельзя – нарушишь традицию.

Вино

Подарок от Бога 

Каждый, кто был в Абхазии, слышал легенду о том, что абхаз опоздал на раздачу земель Богом из-за того, что у него были гости.

Услышав причину опоздания, Бог счел ее уважительной и отдал небольшой кусочек земли, оставленный для себя. Историю об этом с гордостью рассказывают всем иностранцам, подчеркивая особенность родной земли.

Кстати говоря, привычка опаздывать у абхазов сохранилась до сих пор. 

Сезон свадеб — готовьте кошельки 

С сентября по декабрь, как и во многих странах мира, – сезон свадеб, но то, как проходят свадебные торжества в Абхазии, удивляет без исключения всех иностранцев.

Это хорошо, когда люди женятся и играют свадьбы на тысячу и более человек, но когда за столь короткий отрезок времени среднестатистический житель страны посещает 10, а то и 20 торжеств, представить невозможно.

Не знал, не пригласили, не было денег, не попал – в Абхазии не принимается как уважительная причина отсутствия.  Это обязательно припомнят. 

© Sputnik / Томас Тхайцук

Абхазская свадьба

Молчание невестки

Одна из самых непонятных для иностранцев традиций в абхазском обществе – безмолвность невестки перед свекром и деверями.  Она не имеет права разговаривать перед ними, ей приходится все время оглядываться и осматриваться, чтоб ненароком мужская половина семьи супруга не услышала ее голос.

Невестка может “обрести” речь только тогда, когда свекор не просто ее об этом попросит, а соберет всех родственников, соседей, накроет для них богатый стол, принесет в жертву бычка и перед всеми в тосте он изъявит желание услышать голос своей невестки.

В народе ходит байка, что были случаи, когда, наоборот, свекор просил невестку замолчать таким вот затратным образом. 

© Sputnik / Сергей Мамонтов

Правила существуют, чтобы их нарушать

Свободолюбие абхазов отражается и в манере их езды на машине. Русская поговорка о быстрой езде прекрасно подходит и абхазам, но если в России водители пристегиваются, опасаясь высоких штрафов, то в Абхазии это правило не работает.

Что только государство не делало для того, чтобы приучить абхазов пристегиваться, все тщетно. Удушающие ремни ограничивают лихачей в свободе, заставляют их испытывать дискомфорт и, о ужас, чувствовать себя приверженцами правил.

Из ста процентов водителей буквально 90 сами не используют ремни безопасности и обижаются, когда пассажиры страхуются. 

Водитель

Пешеход подождет

Многие пешеходы привыкли к тому, что на “зебре” их обязательно пропускают водители, но в Абхазии на это лучше не рассчитывать и быть бдительнее.

Абхазские водители всегда спешат, останавливаться, ждать, пока пешеход пройдет, времени нет. Лучше пешеходу подождать самому, пока проедут все машины.

Жители Абхазии это хорошо знают, поэтому, даже если машина остановилась, они не осмеливаются продолжить путь, пока автомобилист не даст “разрешения” жестом руки. 

Пей до дна

Любое торжественное застолье в Абхазии заканчивается серьезным испытанием для самых стойких его участников.

Винный рог со средней вместимостью в 5-7 стаканов, при виде которого некоторые впадают в ступор и пытаются от него отказаться, другие же, напротив, демонстрируют свою решительность перед таким количеством алкоголя.

Выпить его одним разом удается немногим, и чем реже будешь прерываться, тем с большим уважением и восхищением на тебя будут смотреть окружающие. 

Застолье

Как проехать в “Гвадауту”?

Для абхазов принципиально правильное произношение их городов, особенно столицы.

“Не СухумИ, а Сухум”, сразу поправят вас, ведь за возвращение исконных названий и за право свободно говорить на родном языке тысячи абхазов сложили головы в Отечественной войне народа Абхазии.

Дело в том, что для гостей из-за границы, порой, бывает сложно произносить названия абхазских городов. Иногда от них можно услышать такие искажения, как “Гвадаута” (Гудаута), “Гагры” (Гагра), “Ачамчири” (Очамчыра).

Не всякая погода — благодать 

Избалованные погодой абхазы любят жаловаться на нее. Летом, видите ли, слишком жарко, а зимой слишком холодно, и это притом, что минусовой температуры в Абхазии практически не бывает. Как только лето отступает, начинается ностальгия по нему, а надоедливая зима с “суровым” дождливым мартом и апрелем вводит их в печаль. 

Жить у моря и не купаться в нем

Природа Абхазии местных жителей давно уже не удивляет. То, чем восхищаются туристы на каждом шагу, для местных жителей повседневно и обыденно, да и на море времени не найти никак. Встречаются такие, кто за все лето несколько раз окунался или вовсе не купался в нем. Гости страны этому сильно удивляются, на что абхазы отвечают: “Да куда оно денется, успеем еще”.

© Sputnik / Томас Тхайцук

Катер на море

Пробки? Что это?

Несмотря на то, что Абхазия территориально небольшая страна, и с каждым годом на ее дорогах становится все больше и больше автомобилей, пробок здесь не бывает.

Лишь изредка в курортный сезон, когда туристы приезжают на своем транспорте, на некоторых участках дорог Абхазии могут случиться “пробки” максимум в 2-3 минуты.

Но это настолько непривычно для местных водителей, что любая внеплановая остановка заставляет их нервничать и судорожно искать пути объезда. 

Шорты по колено

Увидеть абхаза, купающегося в шортах до колен, а то и ниже — дело обычное на местных пляжах, и еще один повод для удивления и интереса со стороны гостей страны.

Ведь такое “белье” мешает плавать и загорать, но туристы не понимают, что абхазы, особенно мужская половина, не стремятся сделать свою кожу еще темнее, чем она есть, и опять же, отказ от облегающих плавок — дань абхазской скромности. 

Sputnik

Отдыхающие играют волейбол на пляже Мокко в Сухуме.

Как тесен мир

Живя в Абхазии, ты каждый день можешь убедиться в том, что мир тесен. Ведь в маленькой Апсны все друг друга знают.

, однокурсники, соседи, друзья, родственники и знакомые – такого не бывает, чтобы ты прошелся по улицам любого города Абхазии и не встретил знакомого. Одних приветствуешь жестом, к другим же надо подойти и узнать как дела.

Иногда дорога от точки “А” до точки “Б” может занять больше времени, чем предполагалось. С учетом этого лучше выдвигаться с запасом времени.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20191026/1019429106.html

Абхазы (апсуа) — гордые и красивые

Какие национальности живут в абхазии

Абхазы представляют абхазо-адыгские народы и являются коренным населением Абхазии. Эта народность проживает диаспорами и характеризуется рядом особенностей, которые мы рассмотрим в нашей статье.

Где живут (территория)

Больше всего абхазов живет в Республике Абхазия. На втором месте по численности идет Турция, затем Россия. Диаспоры абхазов есть в Сирии, Грузии, на Украине, в Соединенных Штатах Америки и других странах.

История

Существует несколько версий, которые рассматривают происхождение народа. Одна из них гласит, что абхазы ранее проживали в Северо-Восточной Африке, оттуда уже начали переселение в сторону Кавказа.

Другая версия утверждает происхождение абхазов как народа Северного Кавказа, однако ее опровергают многие археологи, которые опираются не только на раскопки, но и письменные источники. Есть третья версия, по которой абхазы являются выходцами из Малой Азии.

Необходимо отметить и смешанную концепцию, опирающуюся на ряд археологических находок. Следуя ей, абхазы появились в результате взаимодействия жителей Кавказа и пришедших из Малой Азии народов.

Историки полагают, что пик расцвета Абхазии пришелся на 8 век, когда Леон II стал укреплять позиции своего царства, используя временную слабость Византии. Ему была подвластна Абазия, и он собирался взять Колхиду. Это отчасти повлияло на вступление Абхазского царства в единое Грузинское. По прошествии времени Грузинское распадается, а Абхазия вновь обретает независимость.

С наступлением 17 века сюда приходят турки, которые занимают часть территории. Абхазов также затронула Русско-турецкая и Кавказская войны. В результате последней многие оказались вынуждены покинуть свои родные края и переселиться в Турцию. Революция 1917 года сделала Абхазию субъектом горской республики.

Советская власть сделала из Абхазии свой субъект, проведя административные реформы.

Культура

Важной культурной особенностью абхазов является музыка. Ее всегда посвящали охоте, работе земледельца или пастуха. На свадьбу исполняют оуредаду, под которую невесте принято заходить в дом жениха. В случае смерти почетного человека исполняли ауоу. Каждый из исполнителей песен в хоре поет в своей манере.

Традиции

В абхазских традициях особняком стоит гостеприимство. Независимо от веры каждый должен принимать гостя с радушием. С гостя нельзя просить деньги, но принимать нужно не хуже, чем в гостинице. Гостю положено спальное место, еда, уход и угощение.

Иногда абхазы готовы накрыть целый стол, если они посчитают своего гостя почетным. В старину строили целые дома, предназначенные для гостей. Теперь гостей принимают в просторных помещениях.

Гость должен садиться первый, затем за стол садится глава семьи и все остальные.

Абхазы придерживаются кодекса апсуара. Он был составлен много веков назад, и сейчас не утратил своего значения. Главными пунктами апсуара являются аламыс и ауаюра. Речь идет о совести и человечности. Абхазы считают, что если человек забыл о совести, он умер в тот же момент.

Апсуара призывает человека быть снисходительным и благородным, велит вставать всякий раз, когда кто-то входит в помещение, что показывает приветствие и уважение ко входящему. Абхазы уважают стыд как чувство, помогающее контролировать себя. Стыд нужен человеку для того, чтобы он не нарушал принятые нормы.

Абхазов учат стыду с детства, акцентируя внимание на жизни, а не на религии. Нормы охватывают каждый аспект, начиная от лексики и заканчивая жестами. Существует и довольно любопытный парадокс: в Абхазии ценится скромность, но многие жители любят хвалиться.

Под скромностью понимается способность закрывать глаза на недостатки, например, плохо сделанный стул или неаккуратно разложенные тарелки в доме. Бестактно указывать хозяевам жилища, что они делают что-то не так. Если человек хвалится достатком, он должен непременно пожелать того же всем остальным.

Проявление театральной и излишней скромности в совокупности с извинениями и указаниями на собственные недостатки, при том весьма преувеличенные, воспринимаются с уважением. По традиции гостю, который попросит пить, дают вина. Абхазы считают, что вино — лучший напиток. А гостю нужно давать самое лучшее.

Ему также могут подарить что-нибудь из предметов интерьера, если ему это понравится. Во время приветствия руки пожимать не принято, хотя такой жест является вполне нормальным. Гостеприимство иногда выходит за рамки дома. Даже иностранца случайный прохожий может спросить об отдыхе и о том, что ему понравилось.

Особое положение занимает традиция застолья. Само убранство кухни выглядит довольно богатым, ведь у абхазов принято устраивать торжества и праздники так, чтобы создавать яркое впечатление для всех его участников.

В традиции застолья учитывается много пунктов: приглашение гостей, мытье рук, обмен подарками, расположение гостей, предметы обсуждения, тосты. Торжество может отмечаться с большим размахом, не стоит удивляться, что гостеприимные абхазы зовут на него практически всех желающих. Самой сложной является процедура рассаживания. Обязательно учитываются возраст гостя, его пол, кому он приходится родственником и многое другое. Всех гостей обязательно знакомят друг с другом.

Во главу стола садятся старшие и почетные гости. Во время произнесения тоста младшие держат бокалы ниже, чем старшие. Первым тостом обычно является тост за народ, затем следует тост за дружбу народов. Обязательно поднимают бокалы за виновника торжества и за родственников.

Свадьба

Абхазская свадьба известна как пышная и зрелищная. Обручальное кольцо не является обязательным украшением для обмена, как у многих других народов. Обменивались порой самыми обычными вещами. Девушка могла изготовить своему жениху в подарок платок или полотенце, мужчина же дарил рог.

Этот символ означал способность охотиться и добывать пищу.
На самой свадьбе среди гостей не должно было появиться матери или отца невесты. На торжестве гостям со стороны невесты полагается вести себя почтительно и даже скромно.

Сейчас число гостей редко бывает большим, а раньше оно могло превышать 200 человек. В традициях свадьбы было всегда уступать старшим на сцене или за столом. Молодые практически не употребляли алкоголь, ведь быть пьяными на свадьбе для них считалось позорным.

Сцена не должна была пустовать, на нее выходили все новые люди, когда танцующие начинали уставать.

Жизнь

Повышать голос не рекомендуется, это считается невежливым по отношению к собеседнику. Обычаи абхазов предписывают не шуметь, поэтому громкая музыка тоже воспринимается негативно.

Обычным является обращение на «ты», при этом присутствует множество дополнительных уважительных обращений, которые непременно учитываются каждым жителем Абхазии. Обращения касаются старших, женщин, других представителей разных групп.

По-особому абхазы относятся к детям, стараясь их баловать, но учить сдержанности.

Религия

В Абхазии христианство приняли еще в 6 веке. Оно имело византийский образ. Постепенно сюда пришел ислам, хотя среди многих жителей эта религия воспринимается как чужая. До сих пор сохранились представители язычества — их насчитывается около сотни человек.

Язык

Абхазы говорят на абхазском (относится к абхазо-абазинской ветви абхазо-адыгской группы языков) и русском языках. Русский распространен в письменном, в разговорном виде.

Одежда

Национальную одежду абхазов всегда выделял орнамент. Именно он указывал на социальный статус обладателя. Все стремились показывать свою принадлежность к конкретному роду, нанося родовые знаки. Самыми дорогими оставались пояс и застежки, существовали большие различия между обычной одеждой и нарядами состоятельных людей.

Одежда крестьян вышивалась из льна, хлопка, у князей же был бархат, кружева и парча. Одним из важнейших атрибутов костюма абхазов был посох алабашья. Его изготавливали из крепких пород дерева, использовали в качестве опоры, особенно часто пользовались им старейшины.

Воткнув такой посох в землю, человек обозначал, что он готов говорить важную речь.

Еда

Абхазская кухня чрезвычайно богата. В ней используются разнообразные ингредиенты:

  • фрукты
  • овощи
  • мясо
  • различные виды молока
  • злаки.

Из злаковых наиболее предпочтительны кукуруза и пшеница, молочными продуктами служат молоко буйвола, коровы и козы. Вместо хлеба в основном пользовались кукурузной мукой, из которой делали кашу мамалыгу. В нее могли добавлять ореховое масло, сыр или молоко.

Из кукурузной муки делают лепешки, хлебцы и халву. Саму кукурузу тоже употребляют, обычно варят. Пшеничная мука служит для приготовления пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят вместе с аджикой, а курицу подают с ореховым соусом.

Излюбленным деликатесом считается ягненок, козлятина с добавлением мяты.

Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль, мамалыгу. Иногда делают простую ачапу, в состав которой входят свежие овощи. Зимой ачапу солят.

Сыр тоже могут подавать особым образом: с мятой, в виде творога, в сливках. Среди пряностей распространены:

  1. Кориандр
  2. Петрушка
  3. Крапива
  4. Укроп
  5. Портулак.

Всегда на первом месте стоит аджика, которая считается острой, хотя это напрямую зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть легкой или весьма обжигающей. Именно аджику используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.

Характер

По характеру абхазы гостеприимны и дружелюбны. Многие остаются консервативны лишь в определенных аспектах. В целом народ открыт к новым познаниям.

В семьях поддерживается патриархат, при этом женщина заботится о детях и доме. Горячая кровь для абхазов означает отсутствие лукавства и настоящую искренность в отношениях с друзьями и близкими.

Сами абхазы говорят, что они мудры, хитры и всегда радушны.

Жилище

Традиционным жилищем абхазов является апацха. Типу данной постройки уже более тысячи лет. Стены в апацхе являются плетеными, их делают из орешника, азалии, а для основы используют тис или дуб. В апацхе обычно принимают гостей, готовят и принимают пищу.

В доме животных держали редко, тем более домашний скот. Жилище предусматривало 2–3 помещения. В самой большой комнате ставился очаг, возле которого спали старшие. В ней же могли принимать гостей. Младшие располагались в комнатах поменьше.

Поддержание огня в очаге являлось важным занятием, так как он символизировал жизнь.

Рядом с очагом располагали скамейки, на стенах закрепляли нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сейчас пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, а ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага хранили на головной части.

Источник: https://travelask.ru/articles/abhazy-apsua-gordye-i-krasivye

Абхазы

Какие национальности живут в абхазии

Название, которым называют себя сами абхазы – аҧсуа, а свою  древнюю территорию они называют Ашви (земля абхазов). Соседние народы называют их по-разному: aigba и mdauei (карачаевцы, кабардинцы), baskhyg (убыхи), mephaz (сваны), aphaza (мегрельцы), apkhazi (грузины), abaza (турки).

Название абхаз приобрело популярность среди русских. Абхазский язык относится к абхазо-адыгской группе Кавказской семьи языков. У него практически одинаковая фонетическая и морфологическая система, как и в абазинского языка.

Эти два языка начали разделять только с начала 20 века, преимущественно из-за их территориального разделения и разного развития их норм литературного языка. Обладая весьма большим количеством согласных (68 согласно Г.

Климову), абхазский язык считается одним из наиболее сложных в изучении среди всех языков постсоветского пространства. Существует два диалекта: абжуйский и бзыбский.

Ареал

Народ живет в горном районе Абхазия, который расположен юго-восточном побережье Черного Моря. Эта узкая полоса земли характеризуется чрезвычайным разнообразием природных условий. Там есть три зоны растительности: субтропики, горные озера, источники минеральных вод и многочисленные леса.

Природные границы Абхазии – река Псоу на западе, река Ингур на востоке, Черное Море на юге и основной хребет Кавказских гор на севере. Административно Абхазия относится к Грузии в качестве Автономной Республики.

Абхазия разделена на пять районов, два из которых (Гудаута и Отшамтира) населены преимущественно этническими абхазами.

Население

В середине 19 века количество абхазов оценивалось в 130 000 (вместе с абазинами и убыхами). Более точные данные стали доступными только с конца 19 века:

носители
189772,100
192657,000
193959,000
195965,40095 %
197083,24095.9 %
197990,91594.3 %
1989105,30893.5 %

Существенное уменьшение населения с 1897 по 1926 год и неестественно небольшое увеличение с 1926 по 1939 год отображают последствия гражданской войны и коллективизации вместе со Сталинской государственной политикой в отношении их.

Кроме того, в Аджарской АССР, Грузия, проживала небольшая абхазская община. Они поселились в этом регионе со времен Кавказской войны, в середине 19 века. Согласно статистики переписи населения от 1970 года община насчитывала 1361 абхазцев, 72.2 % из которых разговаривали на своем родном языке, остальная часть предпочитала разговаривать на грузинском или русском языке.

С точки зрения антропологии абхазцы принадлежат к Западно-Кавказскому типу Балкано-Кавказской расы. Они отличаются ростом выше среднего, худощавым телосложением, относительно светлой кожей, резкими чертами лица и темными глазами.

Экономика

Хозяйственная деятельность абхазов отображает окружающую среду. На побережье и подножья гор основным занятием была обработка полей и, до некоторой степени, также садоводство. Просо было основной культурой, но с 19 века его заменила кукуруза.

Также выращивали хлопок, лен и коноплю. Технология обработки земли была довольно примитивной, что давало плохой урожай. Горные жители занимались преимущественно разведением скота, так как было изобилие пастбищ. Основные виды скота состояли из овец и коз; лошадей было меньше.

Пчеловодство и охота были высоко развиты.

Российские государственные реформы 1870 г. заложили основу для ускорения развития капитализма. В сельском хозяйстве денежная рента и рыночная ориентация стали новыми ключевыми словами.

Табак, чай и субтропические культуры стали наиболее популярные для выращивания. Начали развиваться отрасли промышленности (угольная, деревообрабатывающая). Начали строить лечебные санатории.

Общий рост экономики содействовал росту национального самосознания абхазов и способствовал развитию местной интеллигенции.

До 1917 года сильное националистическое и сепаратистское движение перешло в решающую стадию после демократической Февральской Революции. В 1917 году было установлено временное правительство в Сухуми. В ноябре 1917 года был сформирован Абхазский Национальный Совет с целью защиты автономной Абхазии.

В течение 1918-1921 гг. происходили постоянные боевые действия, которые прекратились только с подавлением националистического движения советской властью. В феврале 1921 года была основана Абхазская ССР, в декабре того же года она была включена в состав Грузинской ССР согласно Союзному Договору.

Советский период в Абхазии был разделен на два этапа Второй Мировой Войной. Первый этап характеризуется «Красным Террором» на фоне общего экономического подъема, второй – ослаблением национальных традиций и менталитета. Абхазия, будучи аграрным регионом, испытала земельную реформу, которая осуществлялась через коллективизацию, сыграла важную роль в советизации. На протяжении 1929-1935 гг.

количество коллективных хозяйств выросло с 14 до 472. До 1940 года уровень коллективизации достиг 93.8 %. Такие высокие результаты нельзя было достичь без физического устранения оппозиции, или по меньшей мере их изгнания или депортации в угольные шахты Ткварчели.

Объединение земельных участков в большие поля дало возможность колхозам специализироваться в выращивании табака, чая и субтропических культур. Рост производства сельскохозяйственного сырья положил основу для пищевой и табачной промышленностей, которые в свою очередь содействуют развитию городов и урбанизации. Городских жителей было 5 % в 1926 году, 15 % в 1939 году, 28 % в 1959 году и 34.

5 % в 1970 году. Советская экономическая политика исчерпала свой потенциал к 1960-ым годам, когда появились первые признаки упадка и застоя.

На менталитет людей наиболее всего повлияли изменения в культуре и повседневной жизни. Вот почему советские власти запустили кампанию «Культурная Революция», с помощью которой вся культурная жизнь должна была подчиняться их идеологическому образу.

Латинский алфавит для абхазского языка уже был разработан П. Услар в 1862 году. Через три года были опубликованы первые книги на абхазском языке, а к 1912 году был разработан литературный язык.

Однако советская власть посчитала необходимым изменить алфавит для языке по четырем причинам: в 1926 году был введен аналитический алфавит Н. Марра чтобы заменить латинские буквы в 1928 году, грузинские в 1938 и славянские в 1954.

Такие резкие перемены едва ли могли способствовать культурной жизни абхазов. Периодические издания начали появляться на абхазском языке лишь в 1954 году.

В царской России абхазы получали образование на русском языке. В 1864 году Царь издал указ, разрешающий нерусским студентам учиться на их родном языке в качестве специального предмета, но на практике это не стало популярным.

Образование на родном языке дошло до абхазского народа в первые годы советского правления.

До 1932 года абхазский язык использовался в первом и втором классе, позже даже до четвертого класса, однако в старших классах обучение велось на русском языке.

Одной из наиболее насущных проблем современных абхазов является то, что они – меньшинство на своей родной земле. Это произошло в результате политики колонизации, которая последовала после Махаджинрской эммиграции и тенденции к грузинизации приграничных регионов Абхазии.

Согласно переписи населения в 1979 году процент этнических абхазов в Абхазской Автономной Советской Республике был всего лишь 17.1% в Абхазии, в то время как Грузины составляли до 43.9 %, русские — 16.4 % и армяне — 15 % населения.

Статус меньшинства однозначно не способствовал ни политическому, ни культурному самоутверждению абхазского народа.

Национальная культура

На протяжении последних тридцати лет несколько изменений произошло в абхазской материальной культуре и народных традициях.

Причин две: продвижение европейской городской культуры и советская пропаганда, которая была направлена против национальных культур.

Элементы народных традиций, которые  до сих пор популярны в абхазских деревнях в 1950 были утеряны или  на пути их исчезновения. В большинстве случаев национальные костюмы больше никто не носит.

Советская национальная политика усилила противоречия между абхазами и грузинами и это привело к нескольких открытым конфликтам. Политическое изменение, осуществленное Советским Союзом с середины 1980гг. оживило абхазское общество.

Можно было услышать откровенные беседы об отдельном национальном существовании и автономии. Были обнародованы требования о создании национального университета.

Ситуация усугубилась в июня и июле 1989 года, когда абхазский народ постоянно выступал против грузинского правительства.

Источник: https://linguapedia.info/people/abkhazpeople.html

Pro-pravo-online