Как считать расход топлива по путевому листу

Как рассчитать путевой лист: основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ

Как считать расход топлива по путевому листу

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

  • Основные моменты
  • Правила расчета
  • Пример расчета путевого листа

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги.

К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего – величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.

Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.

Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км – 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) – 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров – 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.

Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/buhuchet/primary/kak-rasschitat-putevoj-list.html

Расчет нормы расхода топлива

Как считать расход топлива по путевому листу

Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок. Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.

Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива, а также норма его расхода при различных условиях работы.

Гсм и путевой лист

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.

Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом Налоговый кодекс РФ не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.

Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа.

Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.

Простая формула подсчета ГСМ

Есть несколько очень простых способов подсчета расхода бензина и иного топлива. К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера.

На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход.

При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.

Но что делать, если в автомобиле нет такого компьютера? Использовать формулу:

Расход топлива на 100 км = потраченное количество топлива (л) / количество пройденного пути (км) * 100

Чтобы не подсчитывать все вручную, можно воспользоваться стандартным калькулятором, встроенным в операционную систему Windows 7, 8, 10 . Для этого во вкладке «Вид» калькулятора выбираем раздел «Листы» и нажимаем на строчку «Экономия топлива (л/100 км)»:

Далее лишь остается ввести исходные значения в графы «Расстояние (километры)» и «Расход топлива (литры)» и нажать на кнопку «Вычислить»:

Вернуть калькулятор в стандартный режим работы можно при помощи одновременного нажатия на клавиши Ctrl и F4.

Чтобы проверить расход топлива «от полного бака» автомобиля, необходимо:

  1. На автозаправке залить полный бак;
  2. Записать текущий километраж (пробег), выставленный на спидометре;
  3. Использовать автомобиль до тех пор, пока не появится сигнал о критическом уровне топлива в баке;
  4. Снова заправить полный бак;
  5. Записать количество пройденных километров со времени предыдущей заправки и количество залитого в последний раз бензина;
  6. Использовать приведенную выше формулу.

Такой способ подсчета расхода бензина имеет серьезные погрешности. Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.

Как подсчитать нормативный расход бензина?

Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный распоряжением Минтранс России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.

Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

  • где – нормативный расход бензина, в литрах;
  • Hs – базовая норма расхода бензина по отношению к пробегу автомобиля, в л/100 км (свои цифры для каждого вида и типа транспорта есть в приложении к указанному распоряжению Минтранса);
  • S – пробег автомобиля, в км;
  • D – повышающий или понижающий поправочный коэффициент, по отношению к норме, в процентах. Все поправочные коэффициенты представлены в распоряжении Минтранса.

Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях.

При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время.

А вот климат-контроль используется в любое время года.

В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км.

В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.

Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л

Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива

О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:

  • В холодное время года используются повышающие коэффициенты расхода топлива, в зависимости от региона. На Юге – от +5% до +7%, в Центре и на Урале – от +10% до +12%, в Сибири и на Севере — +15%, на Крайнем Севере – от +18% до +20%;
  • Повышающий коэффициент действует и при использовании автомобиля в населенных пунктах. В городах с населением более 3 миллионов человек — +25%, от 1 до 3 миллионов человек — +20%, от 250 тысяч до 1 миллиона человек — +15%, от 100 до 250 тысяч — +10%;
  • Для старых автомобилей старше 5 лет с пробегом более 100 тыс. км — +5% расхода топлива. Для автомобилей старше 8 лет и пробегом более 150 тыс. км — +10%.

Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%), при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%). Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.

Источник: https://sudovnet.ru/avtoyurist/raschet-normy-rashoda-topliva/

Путевой лист: расход топлива по норме

Как считать расход топлива по путевому листу

Налоговики требуют, чтобы в путевом листе была информация о расходе топлива. Без таких данных они могут отказать в учете затрат на ГСМ. Как посчитать расход горючего, читайте в статье.

Чтобы списать расходы на горючее, нужен правильно оформленный путевой лист. Можно использовать утвержденную форму или разработать самостоятельно.

Главное, чтобы в нем были обязательные реквизиты из приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Среди них нет остатка бензина при въезде и выезде.

Но компании выгоднее внести в путевой лист расход топлива автомобиля. Это упростит подсчет потраченного горючего.

Унифицированный бланк путевого листа содержит специальные три графы, в которых надо записывать информацию о покупке и расходовании топлива. В графах укажите:

  • остаток горючего на начало рейса,
  • количество бензина, которое купили в течение рейса,
  • остаток бензина на конец рейса.

Путем сложения и вычитания этих показателей в путевом листе можно определить расход горючего по норме и фактически. Образец листа с показаниями по топливу ниже.

Образец путевого листа с нормами расхода топлива

Когда компания разработала документ сама и не включила в него графы для горючего, посчитать использованный бензин можно на основании норм расхода топлива Минтранса.

Расходы на бензин не принимайте к налоговому учету, если уже платите сотруднику компенсацию за работу на личной машине (письмо Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050).

Компенсацию за личный автомобиль можно списать только в пределах норм (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92). Чиновники считают, что в эти суммы уже входят затраты работника на бензин. Поэтому списывать в налоговом учете стоимость топлива еще раз нельзя. Выводы чиновников спорные. На что ссылаться в споре >>

Норма расхода топлива для путевого листа

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании затрат на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормативы.

Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах.

Сложностей с подтверждением обоснованности и списанием не будет, если признавать расход топлива по путевым листам в налоговом учете по утвержденным нормам. Они приведены в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. в редакции распоряжения от 14 июля 2015 № НА-80-р.

  •   Онлайн-помощник от Программы «БухСофт»

    Теперь заполнить РСВ, 6-НДФЛ, 4-ФСС и любую другую отчетность онлайн можно в нашей новой программе. Все пользователи нашего сайта получили БЕСПЛАТНЫЙ доступ.

    Если не хотите заполнять отчетность, попробуйте рассчитать зарплату, отпускные, больничные и любые другие выплаты или оформить и распечатать кадровые документы. Все это программа тоже умеет делать.

    Попробовать >>

Нормы расходы топлива Минтранса являются базовыми и зависят от вида транспортного средства, мощности двигателя, количества поршней. Данные чиновники закрепили как для бензинового топлива, так и для дизельного (см. таблицу ниже). Также в перечне есть и исходные нормы для сжиженного нефтяного газа и сжатого природного.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовые нормы, л/100 км

Вид топлива

ГАЗ-2310 “Соболь” (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5М)

14,7

Б

ГАЗ-2704 “Фермер” г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5М)

11,9

Д

ГАЗ-2943 “Фермер” (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4М)

16,7

Б

ГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5М)

15,3

Б

ГАЗ-330210 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5М)

16,0

Б

ГАЗ-33027 “Газель” (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)

17,0

Б

ГАЗ-3302 “Газель” (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М)

15,5

Б

Кроме того, Минтранс установил разные надбавки к базовым нормативам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются. А значит, компания сможет списать больше затрат на бензин.

Например, предусмотрены надбавки для машин с кондиционером, за работу в зимнее время.

Повышающий коэффициент в размере 5 процентов можно применять для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов — для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.

Для технологического транспорта максимальная надбавка составляет 20 процентов.

Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам.

К таким машинам относятся горные комбайны, экскаваторы, бетоноукладчики, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки и т. д.

Повышающие коэффициенты по бензину установлены также для городов и населенных пунктов. Например, в городах с численностью от 1 до 5 млн. человек можно увеличивать норму списания топлива на 25 процентов. Какие надбавки действуют в других населенных пунктах, смотрите в таблице ниже.

Эксперты Системы Главбух объясняют, как учитывать ГСМ

Отвечает Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

«Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем.

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ – ФИФО, по средней себестоимости…»

Из рекомендации Системы Главбух «Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные»

Таблица. Надбавки по бензину для городов и населенных пунктов

Численность населенного пункта, чел.

Максимальная надбавка, %

Свыше 5 млн.

35

От 1 до 5 млн.

25

От 250 тыс. до 1 млн.

15

От 100 до 250 тыс.

10

До 100 тыс.

5

Учтите : есть также надбавки, которые нельзя применять одновременно. Например, зимнюю надбавку нельзя прибавить к коэффициенту, который действует для машин с кондиционером (п. 5 Методических рекомендаций из распоряжения Минтранса № АМ-23-р).

Путевой лист: расход по норме и фактически

Самый простой способ установить свои нормы расхода топлива, использовать фактические данные об израсходованном бензине из путевого листа.

Чтобы рассчитать количество горючего для конкретного автомобиля, необходимо литры топлива разделить на пройденные километры и умножить на 100. Таким образом, компания узнает, сколько бензина необходимо автомобилю, чтобы пройти 100 км пути.

Пример:

Водитель А.В. Петров проехал 1500 км. За время пути он потратил 180 л бензина. Количество горючего, которое ему нужно на 100 км пути, составляет 12 л. (180 л : 1500 км х 100 км).

Для более точного расчета надо использовать формулы из рекомендаций Минтранса. Для легковых автомобилей можно применять формулу:

Нормативный расход горючего в литрах на 100 км

=

0,01

х

Базовая норма

х

Пробег автомобиля, км

х

1 + 0,01 х поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

Для грузовых автомобилей формула расчета израсходованного горючего такая:

=

0,01

x

(Hsan x S + Hw x W)

x

(1 + 0,01 x D)

где — нормативный расход горючего, л;

S — пробег автомобиля, км;

Hsan — нормы расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза;

Hw — нормативный расход на транспортную работу, л/100 т x км;

W — объем транспортной работы, т x км: W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Чтобы вычислить норму расхода бензина на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза, надо применять такую формулу:

Hsan

=

Hs

+

Hg

x

Gnр, л/100 км

где Hs — базовый расход горючего на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg — нормы на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;

Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Пример:

Базовый норматив горючего грузовика без прицепа — 25 л/100 км. Машина с зерном проехала 132 км. Поправочный коэффициент не применяется. Бухгалтер рассчитал норму расхода топлива для путевого листа. Она составила 33 л [0,01 x (25×132) x (1 + 0,01)].

Если согласно данным путевого листа фактически израсходовано больше, чем предусмотрено нормой, получился перерасход. Если меньше – экономия.

Имейте в виду: у налоговиков возникнут вопросы, если за один день водитель заправил бензина больше, чем вмещает бензобак автомобиля. Либо если за смену сотрудник израсходовал больше, чем объем бензобака.

Объяснить превышение можно тем, что водитель заправлялся несколько раз в течение дня, так как ездил далеко и истратил много горючего. Но в этом случае у него должно быть несколько кассовых чеков на покупку горючего со значительной разницей по времени. Если чек один, возможно, часть купленного бензина он залил в канистру.

При подобных нестыковках безопаснее сразу получить у водителя письменные пояснения. Он может составить их в произвольной форме и изложить все обстоятельства. Иначе есть риск, что налоговик исключат затраты на ГСМ и доначислят компании налог на прибыль, пени и штраф.

Дорогой коллега, мы открыли экстренную горячую линию для бизнеса

— Хотим поддержать бухгалтеров в то время, когда правила работы меняются ежедневно, а разъяснений по ним нет. Задавайте вопросы нашим экспертам — по льготам, выплатам сотрудникам, отсрочке по аренде.

Дорогой коллега, я лично проконтролирую, чтобы вы получили ответ на свой вопрос в течение 10 минут. Пишите. Это бесплатно

Светлана Чуприкова,

руководитель экстренной электронной поддежки

Задайте свой вопрос эксперту

Дорогой коллега, сегодня “Главбух” за полцены и антикризисный курс в подарок!

Узнать больше

По вопросам подписки на журнал “Главбух” звоните 8 (800) 505-87-17.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/90165-novyy-putevoy-list-2017

Pro-pravo-online