Экономические преступления в сфере государственных закупок

Содержание
  1. Уголовная ответственность в сфере госзакупок
  2. Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
  3. Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
  4. Хищения в сфере госконтрактов: обвинение и защита
  5. Мошенничество в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: особенности совершения и защита от рисков
  6. Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность | Контур.Закупки
  7. Кто и чем рискует
  8. Ответственность работников заказчика за злоупотребления
  9. Если представитель заказчика был подкуплен
  10. Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп
  11. Ответственность лица, подкупившего заказчика
  12. Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Уголовная ответственность в сфере госзакупок

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ, которыми в том числе была установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования Уголовного Кодекса.

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.

  • Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
  • Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
  • Эксперты с многолетним опытом в закупках
  • Простое изложение новых норм

2 экспресс курса:

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1615

Хищения в сфере госконтрактов: обвинение и защита

Экономические преступления в сфере государственных закупок

В последнее время особый общественный резонанс приобретают дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, заключивших и исполнивших государственный или муниципальный контракт. Контроль за расходованием бюджетных средств в настоящий момент столь пристальный, что почти любое нарушение при исполнении контракта может быть расценено как хищение. 

В 2017 г., согласно официальным данным, размещенным на сайте единой информационной системы в сфере закупок, были заключены государственные и муниципальные контракты на общую сумму 6,32 трлн руб.1

Преступлениям, совершаемым при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, присуща высокая латентность.

Так, согласно отчету о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел за период с января по сентябрь 2015 г. выявлено только 41 преступление, связанное с государственным заказом, все они были прекращены за отсутствием события и состава преступления2.

При этом наблюдается тенденция увеличения количества зарегистрированных преступлений, связанных с госзаказом, со 143 в 2012 г. до 489 в 2016 г.3

Предлагаю рассмотреть наиболее распространенные виды преступлений в сфере хищений при исполнении государственных контрактов и возможные действия адвокатов  при защите интересов подозреваемых, обвиняемых и подсудимых.

1. Заказчик составил и подписал документы о выполненных исполнителем работах (например, акты КС-2 и КС-3), однако работы на момент подписания указанных документов не были выполнены или были прекращены после частичного исполнения

В указанной ситуации действия заказчика могут быть квалифицированы по ст. 159 («Мошенничество»), ст. 160 («Присвоение или растрата») или даже по ст. 293 («Халатность») УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Действия заказчика могут быть квалифицированы как мошенничество в случае, если следствие установит, что заказчик своими обманными действиями ввел кого-то в заблуждение, то есть представил ложные сведения, свидетельствующие о якобы выполнении всех условий госконтракта.

Аналогичному риску привлечения к уголовной ответственности подвергается и исполнитель контракта. При этом заказчик может выступать как адресатом обмана – потерпевшим, так и соучастником преступления.

При подписании заказчиком акта приемки не выполненных для него работ и перечислении бюджетных средств организации-подрядчику его действия могут быть квалифицированы как растрата вверенных ему в силу служебного положения денежных средств. 

Полагаю, что основной тактикой защиты интересов заказчика в указанных ситуациях является доказывание отсутствия намерения совершить хищение или иное противоправное деяние, то есть стороне защиты необходимо представить следствию доказательства отсутствия сговора с подрядчиком, отсутствия факта незаконного обогащения после заключения контракта и перечисления средств заказчика в пользу подрядчика и проч. 

Опыт практики нашего Адвокатского бюро показывает, что уголовные дела при обоснованных названных доводах стороны защиты не имеют судебной перспективы по ст. 159 УК РФ.

Тем не менее даже при представлении перечисленных доказательств не исключены риски привлечения заказчика к ответственности за халатность.

Так, приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июня 2012 г. П., подписавший акт приема-передачи имущества, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

293 УК РФ, поскольку установлено, что, будучи должностным лицом, он подписал указанный документ без проверки реальности исполнения контрагентом договорных обязательств, в связи с чем не выявил нарушений, выразившихся в неисполнении условий государственного контракта.

Вместе с тем следует учитывать, что составы преступлений, предусмотренные ч. 1 и ч. 1.1 ст.

293 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести, срок давности привлечения к ответственности за которые составляет два года с момента совершения инкриминируемого деяния.

Это, в свою очередь, позволяет защите по истечении указанного срока давности заявить ходатайство о прекращении дела по этому основанию.

2. Исполнитель выполнил работы, но в ходе проверки их качества  обнаружилось их несоответствие условиям государственного или муниципального контракта 

Названные действия могут быть квалифицированы как мошенничество только в том случае, если умысел, направленный на хищение чужого имущества, возник у лица до получения чужого имущества.

Органы следствия, как правило, в качестве основного доказательства наличия признаков хищения расценивают строительно-техническую экспертизу, выводы которой указывают на несоответствие выполненных работ условиям государственного контракта.

Однако если сторона защиты докажет, что у исполнителя госконтракта была реальная возможность исполнить обязательство (имелся соответствующий штат сотрудников, строительные и иные материалы, исполнитель работал без привлечения иных лиц по субподрядным договорам и т.п.

), а также если он располагал независимой гарантией банка, по которой заказчик правомочен взыскать денежные средства у банка при ненадлежащем исполнении обязательств принципалом (исполнителем контракта), то ни о каком хищении речь идти не может.

3. Исполнитель выполнил работы, но по завышенным ценам

Зачастую органами следствия и судом делаются поспешные выводы о хищениях на основании завышения или снижения стоимости выполнения работ (оказания услуг или поставки товаров).

Сам по себе факт завышения запланированной стоимости товаров, работ или услуг, оплачиваемых за счет государственных средств, не может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо в каждом конкретном случае выяснять, чем обусловлено изменение цены.

Следствие будет устанавливать такие факты, как сговор между госзаказчиком и подрядчиком о завышении стоимости работ; создание условий для победы в конкурсе (аукционе) подрядчика и заключение договора по завышенной цене с конкретным исполнителем при отсутствии явных причин выбора данного исполнителя; факт преднамеренного завышения стоимости контракта при отсутствии необходимых на то оснований и при наличии осведомленности участников госконтракта о реальной стоимости работ.

Рассмотрим типичную ситуацию, когда правоохранительные органы могут усмотреть признаки хищения при исполнении госконтракта.

А.

, будучи генеральным директором ООО «Бешеные псы» (подрядчик), заключил государственный контракт с ГКУ «Криминальное чтиво» (заказчик), в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по объекту «Кинотеатр». Для совершения задуманного А. вступил в сговор с директором заказчика Б. 

А.

, достоверно зная, что подрядчик не намеревается выполнять работы по инженерной подготовке сооружения для возведения кинотеатра, создает лишь видимость выполнения работ надлежащего качества и предусмотренного  госконтрактом объема, дал указание работникам ООО включить в документы первичного учета заведомо ложные сведения о якобы выполненных подрядчиком работах, что они (как правило, следствие отмечает, что эти лица не были осведомлены о преступных намерениях фигуранта дела) и сделали, составив акт о приемке выполненных работ.

А.

подписал от имени ООО указанный акт и передал его Б. Последний, в свою очередь, дал  бухгалтерам заказчика указание (также, как правило, неосведомленным об истинных намерениях фигурантов дела) направить первичную документацию, содержащую заведомо недостоверные сведения о выполнении заказчиком обязательств по государственному контракту, в казначейство. 

На основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, управлением Федерального казначейства федерального бюджета с лицевого счета заказчика на расчетный счет подрядчика были перечислены денежные средства в общей сумме 1 млрд руб. 

Часто следствие квалифицирует такой случай как растрату вверенных денежных средств.

На мой взгляд, защите на стадии судебного разбирательства следует придерживаться версии, что никакого хищения вверенных денежных средств не было, поскольку денежные средства на счет подрядчика перечислены не самим Б.

, а казначейством, что в силу требований ст. 252 УПК РФ не позволит суду изменить обвинение и потребует возвращения дела на дополнительное расследование. 

При расследовании хищений в сфере госконтрактов нередко в нарушение ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ обвиняемым избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Защите в данном случае необходимо доказывать суду как первой, так и последующих инстанций, что инкриминируемые деяния совершены в сфере предпринимательской деятельности. Доказательствами этого могут быть:

1. Руководитель исполнителя официально оформлен в качестве директора юридического лица, с которым был заключен госконтракт (представить суду устав общества, решение совета учредителей/акционеров общества об избрании руководителя исполнителя в качестве директора, приказ о приеме на работу на эту должность).

2. Юридическое лицо – исполнитель контракта создано и осуществляло законную предпринимательскую деятельность задолго до инкриминируемых действий.

3. Юридическое лицо – исполнитель имеет соответствующий штат сотрудников и материально-техническую базу, не является фиктивной или «технической» компанией.

4. Исполнитель параллельно с обязательствами по спорному контракту осуществляет деятельность и по иным договорам, заключенным с другими контрагентами.

5.

В силу правовой позиции высших судебных инстанций4 для признания преступления, совершенного в предпринимательской сфере, неважно, кто является контрагентом по договору, в том числе не имеет значения, что предметом хищения выступили бюджетные средства (при преднамеренном неисполнении государственных и муниципальных контрактов). Соответственно, недопустимо и незаконно фигурантов дела заключать под стражу.

6. В ответ на доводы следствия о том, что иные соучастники фигурантов дела не обладают «предпринимательским» статусом, следует сослаться на п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г.

№ 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», согласно которому если «предпринимательское» хищение совершено в соучастии с иными лицами, не являющимися предпринимателями, то в отношении этих лиц при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, также не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Защите следует обращать внимание на дату совершения инкриминируемого деяния в сфере предпринимательской деятельности. Так, 12 июня 2015 г. ст. 159.4 утратила силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П).

Деяния, подпадающие под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159.4 УК РФ, и совершенные до 12 июня 2015 г., в силу положений ст. 9, 10 УК РФ подлежат квалификации по данному уголовному закону, то есть по ст. 159.

4 УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание5.

1 http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

2 Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за период с 2012 по 2016 г. Форма «5БЭП». 

3 Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за период с января по сентябрь 2015 г. Форма «5БЭП».

4 Пункт 1.3.4 Обзора судебной практики по применению Федерального закона от 29 ноября 2012 г.

№ 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2013 г.

№ 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии», утвержденного Президиумом ВС РФ 4 декабря 2013 г.; п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П.

5 Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 июня 2018 г. № 57П18.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/khishcheniya-v-sfere-goskontraktov-obvinenie-i-zashchita/

Мошенничество в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: особенности совершения и защита от рисков

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Мошенничество в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: особенности совершения и защита от рисков

Назарова Дарья Сергеевна

начальник юридического сектора Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Института права, социального управления и безопасности ФГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,

РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск

E-mail: nds0709@bk.ru

FRAUD IN THE SPHERE OF PURCHASES OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR ENSURING THE STATE OR MUNICIPAL NEEDS: FEATURES OF COMMISSION AND PROTECTION AGAINST RISKS

Daria Nazarova

hief of legal sector of the Ministry of the property relations of the Udmurt Republic, graduate student of department of criminal law and criminology of Institute of the right, social management and safety of FGOU VPO “Udmurt State University”

Russia,

Udmurtian Republic, Izhevsk

АННОТАЦИЯ

В работе исследуется мошенничество в сфере закупок товаров для государственных нужд. Особое внимание уделяется типичным способам совершения мошенничества, а также анализируются основные направления противодействия такому деянию.

ABSTRACT

In work fraud in the sphere of purchases of goods for the state needs is investigated. The special attention is paid to typical ways of commission of fraud. Besides, the main directions of counteraction to such act are analyzed.

Ключевые слова: мошенничество в сфере закупок товаров; работ; услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; способы совершения; риски.

Keywords: fraud in the sphere of purchases of goods; works; services for ensuring the state and municipal needs; ways of commission; risks.

Заключение договора на торгах в настоящее время стало неотъемлемой, весьма значимой частью экономики каждого государства. Предусмотренные законодательством конкурентные процедуры выбора поставщиков призваны обеспечить развитие конкуренции, рациональное использование денежных средств, увеличение качества приобретаемой продукции, работ, услуг.

Рассматривая сферу государственных закупок, следует отметить, что не менее важной, а, пожалуй, и основной целью выступает удовлетворение государственных нужд при одновременной экономии бюджетных средств.

Отмеченное направление особенно актуально, если учесть, что суммарные расходы на публичные закупки, по данным Минэкономразвития России, составляют около 10 трлн. руб. или около 1/5 всего внутреннего спроса [1].

Вместе с тем, как показывает практика, увеличение количества торгов, активное их внедрение в сферу государственного управления, ежегодный рост финансирования сопровождается целым рядом проблем, начиная с неэффективного использования денежных средств, заканчивая хищениями и иными преступлениями.

Например, довольно остро стоят вопросы мошенничества в сфере государственных закупок, выражающегося в незаконном завладении бюджетных денежных средств, государственных субсидий, халатности участвующих в торгах лиц и лиц, ответственных за организацию таких процедур, коррупции, принуждения при проведении торгов, а также, в целом, неосведомленности и неподготовленности кадров.

Несмотря на то, что в Уголовном кодексе Российской Федерации [5] (далее – УК РФ) присутствует ряд норм, которые ставят под охрану интересы участников и организаторов торгов (хотя и косвенно), многие крайне негативные проявления остаются за рамками уголовно-правового воздействия, что обусловлено отсутствием единого подхода к экономическому и правовому содержанию происходящих в экономике процессов. Кроме этого, преступления, совершаемые в сфере государственных закупок, характеризуются высокой степенью латентности, поскольку конструкции имеющихся в УК РФ норм не учитывают специфику сферы совершения преступления, а, следовательно, не способствуют и эффективному правоприменению.

Необходимость охраны сферы государственных закупок уголовно-правовыми средствами вызвана и тем, что такие преступления затрудняют выполнение ряда важных государственных задач, в результате чего причиняется значительный ущерб государству.

В то же время, действующее российское уголовное законодательство, не содержит самостоятельной нормы, посвященной мошенничеству на торгах.

Условия финансовой нестабильности, как и многие другие факторы, способствуют возрастанию рисков мошенничества во много раз.

Согласно данным Всемирного обзора экономических преступлений, проведенного PwC (Pricewaterhuse Coopers) и Российского обзора экономических преступлений за 2014 год в России в отличие от остальных стран мира, мошенничество в сфере закупок совершается практический на любой стадии цикла закупки [3].

Причем 60 % из опрошенных респондентов сообщили, что за последние 2 года стали жертвами экономических преступлений, в том числе и мошенничеств в сфере государственных закупок [3].

Согласно опросу, проведенному среди российских предпринимателей, самый распространенный размер ущерба от мошенничества в сфере государственных закупок составил от 100 тыс. до 1 млн. долларов [3].

Однако, помимо финансовых потерь нельзя игнорировать и нефинансовый ущерб, который так или иначе причиняется (и, кстати, в итоге, тоже имеет денежную стоимость). Это может быть ущерб репутации, имиджа, ущерб взаимоотношениям компании с партнерами и так далее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6] схематично процедуру проведения торгов можно представитель следующим образом.

Приняв решение о необходимости проведения торгов, заказчик разрабатывает документацию и публикует соответствующее извещение о проведении торгов. В случае необходимости положения документации разъясняются всем заинтересованным лицам. Заказчик принимает заявки от потенциальных участников и регистрирует их.

В установленный извещением срок проводятся непосредственно сами торги и подводятся их итоги. В результате чего, с победителем (если торги не будут признаны несостоявшимися) заключается контракт.

После заключения контракта контрактный управляющий заказчика осуществляет управление исполнением контракта, вплоть до подписания актов приема-передачи товара или выполненных работ.

По данным Российского обзора экономических преступлений за 2014 год, наиболее рискованным является этап выбора поставщиков (71 % респондентов); по мнению 66 % – процесс подачи заявок.

В отличие от других стран мира, в России этап проверки качества также не лишен рисков мошенничества (60 % против 22 % – по миру).

Кроме этого, российской особенностью является низкий, по сравнению с мировым, уровень мошенничества на этапе заключения контракта с поставщиком (43 % – мировой показатель; 26 % – Россия) [3].

Предпосылками мошенничества в сфере закупок является:

  • мотивация (это может быть внутренне побуждение лица совершить противоправное деяние либо деяние совершено в результате внешнего давления);
  • возможность совершения мошенничества;
  • возможность самооправдания.

Мошенничество в сфере государственных закупок свершают как сотрудники заказчика, так и участники, поставщики.

Обобщая анализ доктринальных исследований, а также судебную практику и материалы по привлечению к административной ответственности органами Федеральной антимонопольной службы России, можно выявить следующие типовые формы мошенничества со стороны участников [4, с. 56–58; 2, с. 332–337]:

  • подача предложений-прикрытий характеризуется тем, что конкурирующий участник, вступая в сговор с остальными участниками закупки, подает предложение с ценой выше предложения назначенного победителя, а после заключения с ним контракта, передает его на исполнение третьему лицу. Сложность в расследовании таких материалов состоит в том, что подобными действиями создается иллюзия реальной конкуренции, в результате чего проверяющие органы могут быть введены в заблуждение;
  • отзыв предложения состоит в том, что участник соглашается за определенное денежное вознаграждение отозвать ранее поданную заявку либо не участвовать в процедуре торгов;
  • раздел рынка – по заранее осуществленному сговору, рынок делится не только по отраслям экономики, но и по географическим характеристикам. При этом участие «чужака» практически исключается. Следует отметить, что в такой ситуации велика вероятность и коррупционного сговора должностных лиц заказчика, которые препятствуют участию «ненужных» лиц;
  • «карусель предложений» представляет собой соглашение между участниками и заказчиком побеждать по очереди;
  • цель схемы «таран» состоит в том, чтобы заставить добросовестных участников, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по максимально возможной цене.

Мошенничество при проведении государственных закупок со стороны заказчика не менее изощренно и может быть совершено следующими способами:

  • установление нереальных сроков ля выполнения контракта (чаще всего, работы выполнены ранее, а торги проводятся формально);
  • излишняя детализация предмета закупки делает торги максимально «заточенными» под конкретного поставщика;
  • укрупнение заказа без разбивки по лотам осуществляется для увеличения цены контракта. Несмотря на кажущиеся плюсы (для участника – выше цена контракта – больше прибыль), добросовестное участие в такой закупке крайне затруднено, поскольку заказ формируется так, что выполнить одновременно все работы или поставить все технологически несвязанные товары невозможно.

Увеличение эффективности противодействия мошенничеству в сфере государственных закупок возможно исключительно за счет усиления контроля в нескольких ключевых областях. Они направлены на проведение тщательной проверки поставщиков и обеспечение независимости сотрудников, осуществляющих контроль качества.

Основными направлениями предотвращения мошенничества в сфере государственных закупок можно назвать следующие:

  • получение информации до начала планирования процесса торгов;
  • требования к закупкам должны быть четко сформулированы;
  • процесс торгов должен быть четко распланирован, чтобы обмен информацией между участниками был максимально затруднен;
  • информирование сотрудников о возможных мошеннических действиях, способах их совершения;
  • анализ и мониторинг рынка;
  • повышение квалификации служащих;
  • совершенствование законодательства, в том числе путем выделения в качестве отдельного состава преступления мошенничество при проведении государственных или муниципальных закупок.

Список литературы:

  1. Данные результатов мониторинга применения Федерального закона РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» за период I–III кварталы 2015 г. // – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru. (Дата обращения 18.12.2015 г.).
  2. Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности: монография. – М.: Юрлитинформ, 2014.

Источник: https://sibac.info/conf/law/lvii/46525

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность | Контур.Закупки

Экономические преступления в сфере государственных закупок

С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок.

В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Если представитель заказчика был подкуплен

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

Состав преступленияВарианты наказания
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
Те же деяния, если они:
  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Состав преступленияВарианты наказания
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-po-44-fz-ugolovnaya-otvetstvennost/

Pro-pravo-online