Государственный строй древнееврейского государства

§ 8. Древнееврейское право. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – О.А. Омелъченко

Государственный строй древнееврейского государства

Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное ме­сто в мировой правовой истории.

Записанные в священных книгах Библии, общие законы и конкретные правила, сложившиеся в раз­ные периоды догосударственной и государственной истории Израи­ля, через каноны христианства, позднее распространились практи­чески по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древ­нееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже еги­петскому: оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности.
Стоит отметить, что особое воздействие на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, идеалом подчинения со­циального поведения весьма условным якобы священным заветам.

Древнееврейская государственность

Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII — XII вв. до н. э., в период временного ос-

лабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, со­юз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате асси­миляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой.

В поли­тическом отношении ϶ᴛᴏ была стадия формирования надобщинных властных структур. Союз племен управлялся советами родовой зна­ти и так называемыми «судьями» — выборными вождями.

Сохраня­лись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.

В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Пале­стина») израильские общины и племена образовали единое протого-сударство. Во главе всех племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля.

Царь был выбран на собрании представите­лей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверж­дение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации.

Начало формирования реальной государственной орга­низации относится ко времени правления преемника Саула — царя Давида (конец XI — нач. X в. до н. э.), когда побудет наемная армия, и особенно знаменитого библейского мудреца царя Соломо­на (X в. до н. э.).

При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государствен­но-распределительного хозяйства.

В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два от­дельных царства: Израильское, объединившее большинство из прежних племен, с центром в г. Наблус, и Иудейское, с цент­ром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида.

В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали в направлении классового общества, но политически традиции древ­ней государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э.

Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, населе­ние было выселено — начались десятилетия так называемого «вави­лонского плена».

Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской им­перии.

источники права Начало древнееврейского права отно-

сится   ко   времени   полулегендарного

пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем кᴏᴛᴏᴩого связывается начало оϲʙᴏения евреями Палестины, составление религиозных за­поведей и первых законов. Реально большинство приписанных Мои­сею правовых предписаний, вошедших в ветхозаветные книги Биб-

пии «Исход» и «Левит», побудут в Иудейском царстве в IX — Ш вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнения­ми в Иудее создается новый ϲʙᴏд, повторяющий и развивающий Мо­исеевы законы, — «Второзаконие».

К ϶ᴛᴏму же времени относится роставление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах — сбор-шков обычного древнееврейского права, признанного таковым свя­щеннослужителями (основные судьи у евреев).

После возвращения

0              вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о

трежних временах был составлен сборник древних юридических

эычаев — Галахом; хранителем древнего закона и обычая про­возглашался высший религиозный и судебный совет — синедри-

1              н.

Несмотря на священно-религиозное отношение к древним зако-ам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать гарое право — так к началу I в. н. э. у евреев стали возникать эридические школы и направления. Причем в отношении к древне-лу праву данные школы придерживались разных позиций.

Важно заметить, что одно на­правление, связываемое с именем раввина Галлела, председателя синедриона в 30 —10 гг. до н. э., ставило на первое место идею пра­вовой справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи вы-1жали позиции «строгого права», точного следования букве древ-|них законов.

С учетом нараставших толкований, во II в. раввин |Егуда   Танасси  составил  сборник  обычного  еврейского  права  — (Мишна в 6 книгах, — позднее получивший новую редакцию.

Наря-цу с данным, собственной традиции истолкования древнего права при­держивались и те иудеи, кᴏᴛᴏᴩые не ушли из Не стоит забывать, что вавилона после окон­чания плена.

Их юристы и учителя составили особый ϲʙᴏд нововве­дений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвящен­ный главным образом имущественным и семейным отношениям. [Позднее из данных двух ϲʙᴏдов — Мишны и Гемары — составили еди-1ный памятник под названием Талмуд.

Талмуд — ϶ᴛᴏ не чисто пра-Iвовой, но более религиозный, наставительный ϲʙᴏд разного рода по-Iучений и толкований, и в силу ϶ᴛᴏго по содержанию посвященный (многим правовым вопросам; но ϶ᴛᴏ не кодекс и не ϲʙᴏд чисто право-|вых норм. Уместно отметить, что опираясь на разные традиции обычного права, оформи-!лись и разные редакции Талмуда в IV — V вв.: иерусалимская и ва-|вилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важней-[ шим источником древнееврейского права.

Еврейское право не прекратило ϲʙᴏего существования с падением [древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, да-|же завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона.

В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общи­нах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру.

Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы совме-

80

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РАЗДЕЛ I

81

стить требования времени с традицией древних правил, в средневе­ковой еврейской культуре продолжилась работа по комментирова­нию и новому толкованию памятников права.

Самым известным из таких комментариев был ϲʙᴏд примечаний, составленный знамени­тым философом и правоведом Моисеем Маймонидом (XII в.

) Своей систематикой и общими принципами анализа права он даже оказал влияние на формирование нового европейского права.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4948/229609/%C2%A7_8_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE.html

Государственный строй древнееврейского государства

Государственный строй древнееврейского государства

Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н.

э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев.

В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой.

В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур.

Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.В XI в.

до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых

Государство и право еврейского народа. израиль (до 2000 г.) *

Наверное, нет в мире народа с более трагической историей, чем евреи.

Лишены возможности заниматься сельским хозяйством и ремеслом (преградой стояли феодальная собственность на землю и цеховая организация средневековых городов), евреи были вынуждены выживать за счет ростовщичества и торговли подержанными вещами — часто из числа невыкупленных заведений. Не намного лучшим было отношение к евреям и в мусульманском мире. Достойные удивления жизненная сила этого народа, его патриотизм, преданность традициям и обычаям предков.

5. Государство и общество древней Иудеи

владение некоторыми священническими правами Однако его власть была ограничена законом. Царь осуществлял свою власть не только с помощью пророков и левитов, у него была своя администрация, в среде которой выделялся первый министр.

Моисеево законодательство Под Моисеевым законодательством понимается 10 заповедей.

Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины., вероятно это арендаторы.

Их юридический статус ниже, чем статус свободных евреев. Основанием вещного права на землю являлось: право

Общественный строй Древней Палестины

У древнееврейских племен в течение долгого времени сохранялись пережитки матриархата, но с течением времени родительское право матери уступило место отцовскому.

Получила развитие патриархальная семья как форма жизнедеятельности палестинских племен.

В XII—XI вв. до н.э. древнееврейские племена еще сохраняли характерные черты первобытных иравопорядков. Основной ячейкой общества был род (мишпаха), который представлял собой единое целое, имел собственные религиозные верования, способ отправления культа и праздников и правила захоронения на родовых кладбищах.

Выборные вожди являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы соплеменников, почему и обозначались термином «судьи».

Становление Израильско-Иудейского царства.

Государственный строй древней иудеи

Государственный строй древней иудеи Развитие хозяйства и общественный строй Древнееврейские племена, населявшие Палестияу во II тысячелетии до н.

Египетские надписи и описания путешествий египтян в Сирию рисуют довольно примитивный быт этих племён. В египетском языке встречается слово «ихер», обозначающее «палатка кочевника» и вполне соответствующее семитскому слову «ахел».

Следовательно, представление о палатке кочевника египтяне должны были получить именно в Передней Азии.

Таким образом, само слово,

Глава XIII. Древняя Палестина

Печать «Шема, слуги Иеровоама» Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северных границ Аравийской пустыни. На западе она граничит со Средиземным морем, а на востоке — с сирийско-месопотамской степью.

Здесь в древности земледелие получило значительное развитие.

Через эту область проходил большой торговый путь, шедший из Египта в Сирию. Особенно отличалась своим плодородием Саронская низменность, которую иногда называли «райским садом». Не менее плодородны и некоторые внутренние области западной Палестины.

Такова Иерихонская равнина, прекрасно орошаемая Вади-Кельтом.

§ 14. Государственный строй Римской республики

От полиса к империи Конец IV — начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях.

Во-вторых, с этого времени Римское государство, создав мощную, новую по своим боевым и организационным возможностям армию, перешло к активной завоевательной политике — сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.На протяжении III в. до н. э.

Рим покорил Центральную и Южную Италию (Северная была подчинена уже к 288 г.), вступив в политическое и военное соприкосновение с греко-италийскими государствами и с господствовавшей тогда на Средиземноморье Карфагенской державой.

Итальянские племена и полугосударства

Семинарское занятие № 3 Тема: «Государство и право Древнего Китая и Индии» План

Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:а) глава государства (фараон – в Египте, патеси – лугаль – в Вавилоне, ван – в Китае, раджа – в Индии) обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией; творит высший суд как по закону, так и произволу;б) светская и церковная власти объединены в одном лице, власть и личность монарха обожествляется;в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;г) подавление личности, отсутствие свобод, унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом существующего порядка, традиции, веры;д) неограниченная царская власть опиралась на войско,

Государственный строй империи

Всеобщая история государства и права.

Том 1Омельченко Олег Анатольевич В государственно-политическом отношении сложившаяся только за счет военных удач македонской армии держава представляла собой империю, объединившую под единой государственной властью самые разные народы, государства и полугосударства. Македонская держава была третьей в истории древности (после Ассирийской и Персидской) империей, и точно так же главной осью имперской государственности в ней была сверхцентрализованная власть правителя в опоре на военную организацию.

Источник: https://profjurist.ru/gosudarstvennyj-stroj-drevneevrejskogo-gosudarstva-13865/

Государственный строй древнерусского государства кратко

Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, — «Второзаконие».

К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах — сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев).

После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев — Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет — синедрион.

Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право — так к началу I в.
н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций.

Государственный строй древнерусского государства 9-12 века

Так появились крупнейшие впоследствии города-государства Эллады: Спарта, Афины, Коринф и другие.

В государственно-политическом отношении на смену примитивным царствам, представлявшим только первую ступень преобразования надобщинной администрации в протогосударство, возникает правление «лучших людей», опирающееся на землевладельческую аристократию. Появление аристократической (вместо единоличной на Ближнем Востоке) формы раннего государства стало одной из самых важных исторических особенностей становления античной государственности вообще.

К VIII в. до н. э. в большинстве ранних государств Эллады социальное расслоение населения достигло высокой степени. Образовался экономически влиятельный слой земледельческой аристократии (бывшей родовой знати, старейшин, басилеев и т.
д.), многие из которых сохраняли и традиции религиозно-политического влияния соплеменников.

Государственный строй древнерусского государства шпаргалка

Жена обязывалась в безуслов­ной верности и послушании мужу; все свои имущественные приоб­ретения должна была передавать ему. Развод признавался возмож­ным по инициативе и мужа, и жены.

Однако женщина могла разве­стись, не выдвигая никаких к тому причин, только если ей не было в замужестве 12 лет (т.
е. когда сам брак мог быть сочтен недейст­вительным).

В остальных случаях необходимо было обосновать на­рушение мужем своих супружеских обязанностей. Запрещалось воз­обновлять единожды расторгнутый брак.

Наиболее своеобразным институтом древнееврейского брачного права был обычай левирата. В этом обычае как бы отразилось древнепатриархальное родовое представление о семье и вместе с тем раннее стремление еврейских колен-племен к нарочитой замкнуто­сти.
После смерти мужа вдову обязан был взять замуж его брат ли­бо старший родственник.

Государственный строй древнерусского государства реферат

Важно

Заключался брак или письменным договором, или узаконени­ем сожительства.

Положение мужа и жены в браке существенно разнилось.

При первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельство­вать свою непорочность: оказавшуюся не девственницей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца.

Для мужа в принципе допускалось многоженство ради деторождения (едино­женство представлялось идеалом, от которого возможны отступле­ния); однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди (только в XI в.

Весьма подробно в законах регулировались взаимные обязанно­сти мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, оде­вать ее и иметь с нею сожительство.

Основой — и исторической, и принципиальной — всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию.

Источник: https://yconsul.ru/gosudarstvennyj-stroj-drevneevrejskogo-gosudarstva

Древнееврейское право

Государственный строй древнееврейского государства

Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории.

Записанные в священных книгах Библии, общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства, позднее распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому: оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности. Особое воздействие на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, идеалом подчинения социального поведения весьма условным якобы священным заветам.

Источники права

Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление религиозных заповедей и первых законов.

Реально большинство приписанных Моисею правовых предписаний, вошедших в ветхозаветные книги Библии «Исход» и «Левит», появляются в Иудейском царстве в IX – VII вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнениями в Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, – «Второзаконие».

К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах – сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев).

После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев – Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет – синедрион.

Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право – так к началу I в. н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций.

Одно направление, связываемое с именем раввина Галлела, председателя синедриона в 30–10 гг. до н. э., ставило на первое место идею правовой справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи выражали позиции «строгого права», точного следования букве древних законов.

С учетом нараставших толкований, во II в. раввин Егуда Танасси составил сборник обычного еврейского права – Мишна в 6 книгах, – позднее получивший новую редакцию. Наряду с этим, собственной традиции истолкования древнего права придерживались и те иудеи, которые не ушли из Вавилона после окончания плена.

Их юристы и учителя составили особый свод нововведений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным отношениям. Позднее из этих двух сводов – Мишны и Гемары – составили единый памятник под названием Талмуд.

Талмуд – это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм. Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV – V вв.

: иерусалимская и вавилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важнейшим источником древнееврейского права.

Еврейское право не прекратило своего существования с падением Древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона.

В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру.

Для того чтобы совместить требования времени с традицией древних правил, в средневековой еврейской культуре продолжилась работа по комментированию и новому толкованию памятников права.

Самым известным из таких комментариев был свод примечаний, составленный знаменитым философом и правоведом Моисеем Маймонидом (XII в.) Своей систематикой и общими принципами анализа права он даже оказал влияние на формирование нового европейского права.

Источник: http://be5.biz/pravo/i010/8.html

Pro-pravo-online