Азербайджан в таможенном союзе или нет

Вступление Баку в Евразийский союз реально – азербайджанский эксперт

Азербайджан в таможенном союзе или нет

01 Июля 2019 г. 18:31

Недавняя ратификация соглашения о временной зоне свободной торговли между Ираном и Евразийским союзом открывает широкие перспективы для Азербайджана, находящегося на пути двустороннего потока товаров и грузов. К тому же, в середине июня Азербайджан, Иран и Россия договорились о реализации проекта по объединению железных дорог.

В интервью порталу «Евразия.

эксперт» азербайджанский политолог, завотделом Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии по политическим наукам Эльшад Мирбашир оглу оценил перспективы торгово-экономического сотрудничества Азербайджана с Россией и ЕАЭС, а также проанализировал условия, на которых страна может присоединиться к Союзу.

– На 15-м собрании совместной Комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству между Россией и Ираном было принято решение о реализации проекта по объединению железной дороги между Азербайджаном, Россией и Ираном.

Кроме того, министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что планируется открытие морского пути для транспортировки продуктов сельского хозяйства между Россией и Ираном.

Как вы оцениваете перспективы развития трехсторонних отношений в области транспорта?

– Прежде всего, отмечу, что в последние годы сотрудничество между Азербайджаном, Россией и Ираном активно развивается и диверсифицируется в рамках трехсторонней платформы.

Динамика отношений между государствами свидетельствует, что эта довольно эффективный формат сотрудничества.

Кроме того, тесное взаимодействие по разным направлениям также определяет позитивный характер политических отношений между сторонами.

Развитие отношений и сотрудничества с партнерами на основе равноправия отвечает главным принципам внешнеполитической деятельности Азербайджанской Республики.

Соответственно, Азербайджан выстраивает эффективные экономические и политические отношения с региональными государствами. В этом плане новый формат сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Ираном достоин особого внимания.

Такой формат важен для безопасности и стабильности региона. В Южным Кавказе, где пересекаются стратегические интересы как нерегиональных, так и региональных государств, формирование системы безопасности и стабильности имеет жизненно важное значение.

Пока нельзя говорить о существовании такой системы, но тесное сотрудничество между основными акторами в регионе создает условия для появления ее первичных элементов.

В двустороннем формате Азербайджан имеет тесные торгово-экономические отношения с Россией. Президент Российской Федерации Владимир Путин в одном из своих интервью отметил, что отношения между Азербайджаном и Россией носит стратегический характер.

Президент Путин говорил, что в основе таких отношений стоят не только экономические и политические, также культурно-исторические факторы. В период Советского союза Азербайджан и Россия входили в единую экономическую систему, поэтому для динамичного развития торгово-экономических отношений уже есть первичные элементы.

Естественно, в этом направлении решительную роль также сыграла политическая воля обеих государств. Сегодня есть всякое основание отметить высокий уровень экономических отношений между Азербайджаном и Россией. Признаки динамичного развития экономических отношений реально наблюдаются и между регионами двух государств.

Так, сегодня некоторые крупные регионы РФ активно сотрудничают с Азербайджаном: было создано 650 совместных предприятий, в реализацию совместных проектов было вложено примерно $500 млн. Кроме того, между Азербайджаном и Россией были заключены более 200 договоров в области экономического сотрудничества.

Как видно, между Азербайджаном и Россией существует прочная основа как для экономического, так и для политического сотрудничества.

Известно, что Россию и Иран связывают стратегические интересы геоэкономического и геополитического плана. Но надо учитывать также тот факт, что объем иранского экспорта в российском направлении заметно сокращается. Поэтому, можно считать, что новый формат сотрудничества между Азербайджаном, Россией и Ираном дает новый импульс для активизации сотрудничества.

В ноябре 2017 г. состоялась встреча президентов трех стран. Параллельно с другими вопросами на встрече особенно серьезно обсуждался также транспортный проект «Север-Юг». Этот проект откроет новые перспективы, охватив огромную географию.

Соответственно, увеличится политический и экономический вес основных инициаторов, которыми являются Азербайджан, Россия и Иран. После определения юридического статуса Каспийского моря также появились дополнительные возможности развития проекта «Север-Юг» через Каспийское море.

Поэтому, считаю, что российский министр энергетики Александр Новак указывает именно на каспийскую инфраструктуру транспортного проекта «Север-Юг». То есть этот [морской путь] составит одну из трех магистралей транспортного коридора «Север-Юг».

Работа, проделанная в направлении развития транспортного сообщения между тремя государствами свидетельствует о том, что этот проект, помимо экономических, обещает сторонам и огромные политические дивиденды.

Россия и Азербайджан прорабатывают переход на расчеты в нацвалютах. Об этом рассказал глава Сбербанка России Герман Греф, отметив, что на полноценный переход понадобится 5 лет. На ваш взгляд, есть ли в этом серьезная необходимость? Что это даст нашим странам?

– Считаю, что уровень нынешнего экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном многообещающий. Торгово-экономические связи активно укрепляются и диверсифицируются. Россия – наш ближайший сосед и стратегический партнер.

У Азербайджана и России есть огромный потенциал для расширения экономических связей. Поэтому, считаю, что в рамках определенного времени возможно будет перейти на более эффективный финансовый оборот для обеих сторон.

Естественно, важно будет учитывать непредвиденные риски.

В любом случае, уверен, что переход на расчеты в нацвалюте может дать дополнительный импульс для увеличения товарооборота нашими странами. Надо учитывать тот факт, что инвестиционный оборот между Россией Азербайджаном динамично увеличивается. Также считаю, что переход на расчеты в нацвалюте заметно ослабил бы уровень экономического влияния мировых валют.

– Как вы сегодня оцениваете перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС? Присматриваются ли в Азербайджане к тесному сотрудничеству с этим интеграционным объединением?

– Азербайджан имеет тесные двусторонние взаимоотношения практически всеми членами ЕАЭС, кроме Армении. Азербайджан выстраивает политические и экономические отношения с международными акторами в рамках своих национальных интересов.

Наша страна активно и внимательно следит за процессами на евразийском пространстве. Естественно, если членство в ЕАЭС будет важным для национальных интересов Азербайджана, вполне реально, что наша страна вступит в эту организацию.

То есть, нельзя это исключить.

Азербайджан ведет независимую внешнюю политику в рамках своих национальных интересов и внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности нашей страны не направлена против той или иной страны. Считаю, что для того, чтобы Азербайджанская Республика вступила в ряды ЕАЭС, она прежде всего, должна быть уверена в том, что условия в рамках этой организации отвечают ее интересам.

Естественно, армяно-азербайджанский конфликт играет решающую роль в определении характера отношений между Азербайджаном и ЕАЭС в целом.

Важно прежде всего исходить из того, что действующий с 2015 г. ЕАЭС был создан на основе единого таможенного союза и экономического пространства. Единый таможенный союз требует ясности насчет государственных границ между участниками. В случае неурегулирования Нагорно-Карабахского конфликта размышлять о едином таможенным союзе, конечно же, сложно.

Поэтому, считаю, что для того, чтобы начать элементарное обсуждение вопроса членства Азербайджана в ЕАЭС, прежде всего важно урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках международно признанных границ и территориальной целостности Азербайджана.

Перспективные отношения между Азербайджаном и членами ЕАЭС создают все условия для эффективного сотрудничества.

В роли движущей силы для развития связей на всем евразийском пространстве особенно выступает стратегический характер отношений между Россией и Азербайджаном.

– А что вы можете сказать о развитии сотрудничества Азербайджана с ЕС?

– ЕС является самым крупным торговым партнером Азербайджана. Торговый оборот между странами составляет около $5 млрд. Объем инвестиций стран ЕС в Азербайджане составляет $20 млрд. У обеих сторон наблюдается воля для развития связей.

В ЕС четко осознают, что Азербайджан обладает уникальной средой для инвестиций и бизнеса. Между Азербайджаном и девятью государствами ЕС были подписаны документы о стратегическом партнерстве.

В энергетическом балансе некоторых европейских стран доля азербайджанской нефти составляет примерно 20‑30%.

Считаю, что новое соглашение о сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС должно форсировать развитие сотрудничества в разных направлениях.

– На ваш взгляд, подпишут ли стороны договор о всеобъемлющем и расширенном партнерстве?

Я думаю, что этот документ все же будет подписан, но трудно сказать, произойдет ли это в текущем году. Тем не менее, я полагаю, что в нем должен быть отдельный пункт про Нагорный Карабах, который ясно отражал бы территориальную целостность Азербайджана.

Эльшад Мирбашир оглу, азербайджанский политолог, завотделом Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии по политическим наукам

Источник: https://eurasia.expert/vstuplenie-azerbaydzhana-v-evraziyskiy-soyuz-realno-azerbaydzhanskiy-ekspert/

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Азербайджан в таможенном союзе или нет
Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года. Статус государств-членов ЕАЭС имею Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

14 мая 2018 года статус государства-наблюдателя получила Молдавия. Площадь территории стран ЕАЭС – более 20 миллионов квадратных километров (14% мировой суши), численность населения стран ЕАЭС, по состоянию на конец 2018 года, составила 184 миллиона человек.

Объем валового внутреннего продукта стран-членов ЕАЭС в 2018 году составил 1,9 триллиона долларов; объем промышленного производства – 1,2 триллиона долларов, объем производства продукции сельского хозяйства – 108,8 миллиарда долларов.

Объем взаимного товарооборота в странах ЕАЭС по итогам 2018 года составил 59,7 миллиарда долларов; объем внешней торговли товарами с третьими странами – 753,4 миллиарда долларов.

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

– создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

– стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

– всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов или главы правительств стран-членов, они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего совета.

ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год.

Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Предусматривается создание к 2025 года наднационального органа по регулированию финансового рынка, который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов (Армения – 1,11%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,11%, Киргизия – 1,9%, Российская Федерация – 85,32%).

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2019 году в указанных органах председательствует Армения.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20191001/1559271451.html

Вступление Азербайджана в ЕАЭС было бы интересным вариантом — интервью

Азербайджан в таможенном союзе или нет

12 июня 2019
09:38

В каком состоянии сегодня находятся российско-азербайджанские экономические отношения? Какое будущее у транспортного коридора «Север—Юг»? Может ли Азербайджан вступить в Евразийский союз? Экономист Фуад Ализаде и заместитель директора Русской экономической школы, профессор Азербайджанского экономического университета Эльшад Мамедов ответили на вопросы издания Dalma.News.

— Создание каких российско-азербайджанских совместных производств в Азербайджане и России может стать возможным?

Фуад Ализаде: В настоящее время сотрудничество между Азербайджаном и Россией развивается по нарастающей. Яркие примеры этого — заложенный фундамент совместной фармацевтической компании, проект совместного автомобильного завода, реализуемый азербайджанской компанией «Азермаш» и российской «Группой ГАЗ».

Не менее интересной стала и прошедшая на днях в СМИ информация о возможном приобретении SOCAR активов одного из современных российских заводов — Антипинского НПЗ, расположенного в Тюмени.

Также имеются ожидания в туристической и транспортной сферах. Уже сегодня есть проекты, связанные с запуском круизных катеров, электричек по маршруту Махачкала (Россия) — туристический центр «Шахдаг» (Азербайджан).

Также улучшается железнодорожное сообщение Баку—Махачкала. Тут, правда, имеются вопросы, связанные с прохождением таможенных пунктов, что занимает очень длительное время. В связи с этим сегодня рассматривается вопрос о том, чтобы таможенное оформление по данному пути осуществлялось в ходе движения поезда.

Эльшад Мамедов: Создание совместных производств на территории Азербайджана и России, безусловно, возможно. Более того, такие производства необходимы для углубления экономического сотрудничества между двумя странами.

Несмотря на существенные различия в масштабах экономик России и Азербайджана, у стран очень серьезная структурная схожесть экономических систем.

Для России и Азербайджана будет крайне важно наладить взаимовыгодное сотрудничество, технологическую кооперацию, углубление интеграционных связей между хозяйствующими субъектами двух государств, сотрудничество в высокотехнологичных сферах экономики.

В противном случае Азербайджан и Россия могут остаться на обочине мирового экономического развития. С постепенным переходом в постнефтяную эру сотрудничество между этими двумя странами необходимо будет углублять для того, чтобы поддерживать на высоком уровне степень экономического развития.

Что же касается сфер, в которых у Азербайджана и России должно наблюдаться углубление сотрудничества, то это те сферы, которые уже сегодня в мировой экономике дают опережающий рост: биотехнологии, нанотехнологии, клеточные технологии, генная инженерия. Азербайджан и Россия сегодня должны инвестировать в эти сферы.

Необходимо активно заниматься нефтехимией, газохимией. Углублять гуманитарное сотрудничество, так как оно является важной составляющей социально-экономического развития. В мировой экономике сегодня на первом плане развитие человеческого капитала. Для этого нужно активно инвестировать в сферы образования, здравоохранения, науки, в социальную сферу.

Потенциал сотрудничества между Россией и Азербайджаном огромен. Но для того, чтобы все это притворять в жизнь, нужна соответствующая воля.

Конечно, необходимо наращивать объемы взаимной торговли. Но если мы будет только лишь торговать сырьем друг с другом, то выйти на те целевые показатели, о которых может идти речь, будет невозможно. Поэтому необходимо инвестировать в технологические сферы, в наукоемкие отрасли с тем, чтобы товарооборот двух стран рос, и постепенно выходить на формирование общих рынков.

— Транспортный коридор «Север—Юг»: когда на ваш взгляд он сможет заработать в полную силу с учетом фактора Ирана?

Фуад Ализаде: Транспортный коридор «Север-Юг» позволяет перевозить грузы из скандинавских стран через Россию, Иран, Азербайджан в другие страны, в том числе и Индию. Первые пилотные проекты уже показали, насколько этот коридор выгоден для грузоотправителей в связи с резким сокращением пути следования.

Если брать традиционный путь, когда грузы из Индии огибали всю Африку, Средиземное море, доходили до портов Скандинавии, то благодаря «Север—Юг» путь доставки сокращается едва ли не в два раза.

В то же время надо понимать, что одной из ключевых стран этого пути является Иран. Санкции США против Ирана препятствуют вложению крупных инвестиций в эту страну.

На пути коридора «Север—Юг» для наиболее дешевых грузоперевозок по железной дороге отсутствует один участок — Астара—Решт. В связи с этим грузы, следующие по железной дороге, приходится там переваливать на автомобильный транспорт и потом обратно.

Поэтому если Азербайджану, России и Ирану удастся решить проблему участка Астара-Решт, можно будет говорить о том, что проект «Север—Юг» выйдет на свои запланированные 10−15 миллионов тон грузов в год.

Более того, после сдачи в эксплуатацию железной дороги Баку—Тбилиси—Карс, появились новые вариации транспортных коридоров. Например, «Север — Запад», который может пойти через Азербайджан в Турцию.

Одним словом, транспортные коридоры в российско-азербайджанских отношениях будут играть важную роль.

Эльшад Мамедов: Безусловно, «Север—Юг» может заработать в полную мощность. Даже если по отношению к Ирану будут реализовываться какие-то агрессивные действия, они все равно будут носить временный характер. Полностью исключить Иран из мировой экономики не получиться.

Кроме этого, сегодня формируется достаточно существенное региональное ядро стран, которые фактически не присоединяются к санкционным действиям.

Более того, нашим странам постепенно стоит переходить во взаиморасчетах на национальные валюты, и это даст стимул и толчок для углубления экономических отношений, в том числе и с Ираном.

«Север—Юг» очень перспективный проект. Он связывает европейскую часть России с таким динамично развивающимся регионом, как Индия. И участие наших стран в этом проекте может дать стимул экономическому росту в целом в регионе.

— В каких третьих странах возможно совместное участие и организация производств Азербайджана и России?

Фуад Ализаде: Если говорить о третьих странах, то одним из главных направлений тут является Иран. Кроме этого, Азербайджан и Россия могут сотрудничать в турецком направлении. Также интересные возможности имеются у России и Азербайджана в нефтегазовой сфере. Азербайджан построил крупнейший НПЗ Star в Турции и уже закупает российскую нефть для переработки на этом заводе.

Эльшад Мамедов: Это и Иран, и Турция. Кроме того, пока Азербайджан не является участником экономических интеграционных образований, и тут Россия может быть мостиком для азербайджанской стороны с точки зрения выхода на те страны, с которыми Москва участвует в интеграционных объединениях. Это страны Евразийского экономического союза.

Используя конкурентные преимущества наших стран, мы можем углублять и развивать сотрудничество на рынках третьих стран. Тут, если говорить о дальнем зарубежье, это азиатский регион, а также проекты, связанные с китайской инициативой «Один пояс, один путь» и в целом развитием Юго-Восточной Азии.

— Возможно ли вступление Азербайджана в Евразийский Союз и единая валюта?

Фуад Ализаде: Для азербайджанских граждан вступление Азербайджана в Евразийский Союз было бы интересным вариантом.

Но существуют некоторые политические моменты, поэтому пока Азербайджан будет придерживаться двусторонних отношений со странами Евразийского Союза, за исключением Армении.

Но в дальнейшем, в случае, если карабахский конфликт будет урегулирован, я не исключаю возможность вступления Азербайджана в этот Союз.

Что же до единой валюты, то сегодня некоторыми странами ведется борьба с долларом. И действительно совершаются попытки найти альтернативную валюту. Многие считают, что ею может стать юань.

Но Азербайджан вряд ли в ближайшем будущем захочет переходить на единую валюту. Национальная валюта является важным атрибутом независимого государства. И Азербайджан как молодое государство будет придерживаться маната, и выступать за расчеты в национальных валютах.

Эльшад Мамедов: Вступление Азербайджана в Евразийский Союз — вопрос многоплановый. Тут очень много и экономических, и политических факторов. Но я уверен, что в будущем наши страны будут в интеграционных объединениях экономической направленности.

В будущем вопрос вступления Азербайджана в Евразийский Союз, в Таможенный Союз будет на повестке дня. Тут, конечно, имеются политические факторы, и если эти вопросы будут решены, то в экономическом плане и Азербайджану, и России выгодно сотрудничество в рамках вышеуказанных интеграционных проектов.

Что же до единой валюты, то пока мы максимально должны перейти на расчеты в национальных валютах. Но в перспективе появление единой валюты достаточно целесообразно. Однако следует учесть, что при переходе на единую валюту эмитент, который будет отвечать за эмиссию и за стабильность данной валюты, должен взять на себя ответственность.

Александра Зуева

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2019/06/12/vstuplenie-azerbaydzhana-v-eaes-bylo-by-interesnym-variantom-intervyu

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Азербайджан в таможенном союзе или нет

Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.

Участники Таможенного союза

Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:

  • Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
  • Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.

В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:

  • Россия,
  • Кыргызстан,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Беларусь.

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.

История создания

Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.

  1. Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
  2. 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
  3. 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
  4. 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
  5. В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
  6. С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
  7. В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.

Евразийский союз на карте

Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.

цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи.

Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек.

Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.

Кто управляет ЕЭС?

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Управляющие органы Евразийского экономического союза

Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.

Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.

Цели ТС и их осуществление

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Следующие цели ТС:

  • Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
  • Защитить внутренний рынок ТС.

К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.

Преимущества ТС

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза

Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/economy/strany-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza.html

Pro-pravo-online